Тихое эго: как убавить шум саморефлексии

Тихое эго: как убавить шум саморефлексии Наше время можно назвать эпохой громко заявляющего о себе эго. С конца 1970-х годов ученые отмечают значительное увеличение доли людей с нарциссическим типом личности, причем эта тенденция особенно ярко проявляется среди молодежи. Социальные сети усилили тенденцию до такой степени, что теперь есть целый культурный класс людей, которых мы называем «инфлюэнсерами», агентами влияния. Они занимаются саморекламой
Сообщение Тихое эго: как убавить шум саморефлексии появились сначала на Идеономика – Умные о главном.

Тихое эго: как убавить шум саморефлексии

Наше время можно назвать эпохой громко заявляющего о себе эго. С конца 1970-х годов ученые отмечают значительное увеличение доли людей с нарциссическим типом личности, причем эта тенденция особенно ярко проявляется среди молодежи. Социальные сети усилили тенденцию до такой степени, что теперь есть целый культурный класс людей, которых мы называем «инфлюэнсерами», агентами влияния. Они занимаются саморекламой с помощью новых технологий. И этот класс постоянно порождает новых претендентов на членство в нем. Согласно одному из опросов, более половины молодых людей сегодня говорят, что хотят стать инфлюэнсерами.

Подобная конструкция стимулов лежит в основе политической системы, управляемой средствами массовой информации. Если раньше политика привлекала людей с сильной этикой служения обществу и традиционными добродетелями скромности и смирения, то теперь она благоволит лидерам и активистам, неважно, левого толка или правого, которые умеют устроить шоу и преследуют собственные интересы.

Тенденция громких самовосхвалений совпадает с упадком хорошего самочувствия. Уровень депрессии сегодня поднялся до рекордно высокого уровня. Специалисты в области поведенческих наук предлагают убедительную версию, которая может объяснить эту закономерность: причина в «парадоксе саморефлексии». Ученые полагают, что повышенное внимание к себе — это эволюционная черта, поскольку она дает конкурентные преимущества при спаривании и выживании. Но исследования также показали, что такая сосредоточенность на себе может стать основным источником несчастья и плохой саморегуляции. Получается, что мы развили культуру и технологии, которые усиливают первобытное стремление к самоанализу до такой степени, что это приводит к парадоксальному эффекту — разрушению нашей жизни.

Я понятия не имею, куда эта мрачная тенденция заведет наше общество. Но я знаю, что есть меры, которые вы можете предпринять для защиты своего благополучия, кроме как бросить все и переехать в монастырь в Гималаях. Если экстремальные меры вам не по душе, то секрет, как оставаться счастливым в условиях культуры громкого эго, заключается в том, чтобы принять для себя противоположную стратегию: культивировать тихое эго.

Термин «тихое эго» придуман относительно недавно: два психолога ввели его в 2008 году. В более позднем исследовании они определили его как «самоидентификацию, которая не является ни чрезмерно сфокусированной на себе, ни на других, идентичность, которая включает в себя других, не теряя себя». Они измеряли «тихое эго» с помощью опроса, в котором респондентов просили ответить, согласны ли они с подобными утверждениями:

Прежде чем критиковать кого-то, я пытаюсь представить, как бы я себя чувствовал на его месте
Для меня жизнь — это непрерывный процесс обучения, изменений и роста.

Исследователи обнаружили, что люди, обладающие тихим эго, демонстрируют «всеохватывающую идентичность» (они думают о других, а не только о себе), «видение перспективы» (они смотрят на вещи с точки зрения других), «развитие» (они верят, что могут совершенствоваться) и «отстраненное осознание» (они способны наблюдать за собой с некоторого расстояния). Это является противоположностью эгоистической сосредоточенности на себе. Говоря менее техническим языком, спокойное эго включает в себя такие добродетели, как милосердие, смирение, самоанализ и надежда.

В ходе другой совместной работы те же психологи, которые придумали название «тихое эго», обнаружили, что в среднем эта черта повышает уровень благополучия и счастья. Оно связано с хорошим настроением, удовлетворенностью жизнью и ощущением смысла жизни. Эти четыре добродетели помогают людям ладить с другими, не воспринимать себя слишком серьезно, понимать и управлять своими эмоциями, а также видеть путь к лучшему будущему.

Спокойное эго также обладает защитными свойствами, поскольку позволяет людям эффективно справляться с неизбежными жизненными проблемами, даже весьма серьезными. Исследователи обнаружили, что обладание спокойным эго связано со способностью к росту после травматического опыта, что означает такие позитивные психологические изменения, как укрепление отношений, благодарность за жизнь и более глубокое духовное развитие. Исследования показали, что это касается, например, матерей, воспитывающих детей-инвалидов, или безработных, ищущих работу.

Исследования показали связь между спокойным эго и такими чертами личности, как экстравертность, доброжелательность, добросовестность и открытость опыту. Ни одно исследование не показало, что тот или иной тип личности несовместим со спокойным эго, за исключением Темной триады, в которую входят нарциссизм, макиавеллизм и психопатия. Но, вероятно, усмирение эго дается одним людям легче, чем другим.

В мире громкого эго и растущего уныния контркультурная стратегия заключается в том, чтобы культивировать в себе тихое эго. Для этого нужно поставить под сомнение многие популярные убеждения, которые говорят, что нужно ставить себя выше других, искать «свою правду» и видеть будущее в мрачных тонах, отмечая при этом, что вы ничего не можете с этим поделать. Даже если отбросить результаты исследований, один лишь взгляд на статистику, свидетельствующую об ухудшении психического здоровья, говорит о том, насколько неразумно использовать привычный подход в надежде на благополучие.

Поэтому составьте свой план по приобретению четырех составляющих добродетелей тихого эго. Один из способов, который мне нравится, -— это два вопроса и две аффирмации. Первый вопрос звучит так: «Что нужно другим, что могу предоставить только я?». Он напоминает о том, что находится в моей власти, для людей, которые от меня зависят. Только я могу быть мужем, отцом и дедушкой для своей семьи (потому что я по определению уже являюсь таковым), поэтому я сосредоточиваюсь на том, чтобы делать эту работу щедро и хорошо. Точно так же только я могу читать лекции и писать колонку сегодня, поэтому я уделяю внимание тому, чтобы выполнять эти задачи в меру своих сил. Другие могут следить за новостями и жаловаться на правительство так же хорошо, как и я, поэтому я стараюсь, чтобы на это уходило гораздо меньше моей энергии и внимания.

Второй вопрос: «Что вокруг можно улучшить, и как я могу помочь в этом?». Это предполагает регулярное изучение личного и профессионального окружения в поисках областей, требующих улучшения. Иногда это означает пересмотр расписания, чтобы убедиться, что оно не мешает семейной жизни (что для меня является постоянной тенденцией). Это может означать творческие размышления о том, о какой проблеме или теме я могу написать или рассказать, чтобы привлечь внимание людей. Или это может быть какое-то дело, которое я могу поддержать, потратив свое время или деньги.

Итак, первая аффирмация, которую я стараюсь произносить ежедневно: «Я могу ошибаться». На самом деле я ошибаюсь во многих вещах. Просто я еще не знаю, в чем именно. Единственный способ узнать это и ошибаться меньше — сохранять смиренное отношение к тому, что в любой спорной области (а это почти вся моя профессиональная область поведенческих наук) я могу ошибаться. Я должен быть открыт для альтернативных точек зрения и новых данных. Такой способ утихомирить эго помогает: он делает меня любопытным, а не колючим, и привлекает к мнениям, отличным от моего.

Вторая аффирмация: «Я — это не мои эмоции». Это способ культивировать отстраненное самосознание, создавая пространство между лимбической системой (из которой исходят эмоции) и префронтальной корой головного мозга (где я принимаю осознанные решения). Эмоции — это информация о воспринимаемых угрозах и возможностях, а не руководство к тому, как я должен оценивать жизнь или действовать. Когда я просыпаюсь в плохом настроении, я не становлюсь плохим человеком. Я тот, кто, вероятно, плохо спал и должен пойти в спортзал, чтобы исправить ситуацию. Это дает мне возможность контролировать свои чувства, а не наоборот.

На прощание: возможно, я слишком быстро отбросил вариант с гималайским монастырем. Одна из философских школ утверждает, что от эго и вовсе следует избавляться. Эта идея лежит в основе доктрины анатмана в буддизме: осознание того, что индивидуальное «я» — это иллюзия момента. Согласно этой философии, то, что вы считаете своим «я», на самом деле всего лишь мимолетная и изменчивая мелодия в песне жизни, занимающая свое место в хоре со всеми остальными мелодиями.

Тихое эго — это прекрасный способ приглушить какофонию эгоистичного мира. Вам не нужно идти до конца к буддийскому самоотречению, но вы можете наслаждаться миром, гармонией и счастьем, если слегка убавите громкость эго.

Сообщение Тихое эго: как убавить шум саморефлексии появились сначала на Идеономика – Умные о главном.