Можно ли добраться по железной дороге из Португалии до Сингапура? Теоретически, да. А на практике?
Самое длинное в мире путешествие по железной дороге проходит от маленького городка в Португалии через 13 стран и восемь часовых поясов до Сингапура. Нынешний маршрут этого эпичного пути стал возможен благодаря завершению строительства железной дороги Лаос — Китай в 2021 году. Однако никто еще не проехал по этому пути. Несмотря на то, что путешествие выполнимо, оно таит логистические трудности, практические проблемы и философские вопросы.
Горы северного Лаоса прекрасны, но труднопроходимы. На машине можно за 15 часов преодолеть 600 км извилистых дорог, отделяющих столицу Вьентьян от города Ботен на китайской границе.
С декабря 2021 года появилась гораздо более прямая и быстрая альтернатива: совершенно новая высокоскоростная железная дорога Китай-Лаос (КЛЖД). Она сократила путь между Ботеном и Вьентьяном до 414 км, скоростные поезда преодолевают это расстояние за три с половиной часа.
Железная дорога представляет собой чудо инженерной мысли: она включает в себя не менее 75 туннелей, которые составляют 47% от общей длины, и 167 мостов, на которые приходится еще 15%. По общему мнению, виды, открывающиеся за пределами туннелей, просто потрясающие.
Однако КЛЖД не просто живописное продолжение китайской инициативы «Один пояс — один путь». Для любителей железнодорожного транспорта во всем мире это последний кусочек гораздо более сложной головоломки, ведь этот участок является частью самого длинного путешествия на поезде в мире.
После завершения строительства железнодорожной линии вы сможете сесть на поезд в Лагосе, небольшом провинциальном городке на юге Португалии, в честь которого, скорее всего, был назван другой Лагос (бывшая столица Нигерии), и доехать до самого Сингапура.
Это расстояние по железной дороге в 18 755 км пересекает 13 стран и восемь часовых поясов. Если вы хорошо спланируете пересадки и не пропустите ни одной, то путешествие займет около двух недель. Проехав на этом поезде весь путь от Португалии до Сингапура, вы пересечете полмира. Если повезет, увидите диких слонов, резвящихся на полях Юго-Восточной Азии, когда ваш поезд будет проноситься мимо.
Более эпичного путешествия по железной дороге не существует. Даже легендарный Восточный экспресс, который во времена своего расцвета перевозил пассажиров между Парижем и Стамбулом на расстояние всего в 2750 км, меркнет по сравнению с этим. Невольно вспоминается фантастический сериал «Сквозь снег», где поезд в 1000 вагонов непрерывно кружит по постапокалиптической Земле.
Идея самого длинного в мире путешествия на поезде будоражит воображение, поэтому нет ничего удивительного в том, что этот воображаемый маршрут гуляет по интернету последние пару лет. Но если присмотреться к этому путешествию из Португалии в Сингапур повнимательнее, то можно обнаружить, что у него есть несколько странных проблем.
Первая проблема связана с определением: как можно считать путешествие самым длинным, если всегда можно добавить еще одну пересадку? Скажем, перенаправить поездку через Вьетнам? Последний вариант вообще-то считался самым длинным в мире путешествием на поезде, пока его не сократили с помощью КЛЖД. В конце концов, определение самого длинного возможного путешествия на поезде — это «кратчайший возможный маршрут между двумя самыми дальними возможными станциями».
Вторая проблема носит скорее философский характер. Поезд, на который вы садитесь в Лагосе, — это не тот поезд, который высаживает вас в Сингапуре. Вам придется делать пересадку около 20 раз. Вы также не сможете купить в Португалии единый билет, который доставит вас в сверкающий город-государство на южной оконечности Малайского полуострова. Каждый из этих поездов требует отдельного бронирования. Так как же это вообще можно считать одной поездкой?
Это железнодорожная версия старого парадокса «Корабля Тесея»: если афиняне в знак уважения к герою, убившему минотавра, заменяют старые части его корабля, чтобы сохранить его, считается ли он тем же самым кораблем, когда они заменили их все? Этот вопрос не давал покоя греческим философам, но, вместо того чтобы пересказывать их аргументы, давайте договоримся, что это тот же самый корабль (а значит, и та же самая поездка на поезде), и перейдем к следующей проблеме.
Она носит практический характер. Дело не столько в том, что с момента появления карты этого маршрута в сети было отменено сообщение из Лиссабона в Андай, расположенный на юго-западе Франции (из Лагоса в Париж по-прежнему можно добраться на поездах из Лиссабона в Мадрид, Барселону и Лион). Суть, скорее, в том, что маршрут экспресса Париж — Москва, который был приостановлен в 2020 году из-за ковида, по-прежнему не обслуживается из-за санкций против России, которые закрыли все международное железнодорожное сообщение между Россией и остальной Европой.
В противном случае вы действительно могли бы продолжить путь из Москвы в Пекин по Транс-Монгольской магистрали. Это будет самый длинный этап теоретического путешествия: за пять дней вы преодолеете 7 622 км. Если вам повезет достать билет. Пассажирское движение на этой линии сильно ограничено, что также является результатом санкций, поэтому лучшей альтернативой может стать более длинная Транс-Маньчжурская магистраль (Китайско-Восточная железная дорога), которая соединяет Москву и Пекин, но идет в обход Монголии.
В китайской столице вы пересядете на высокоскоростной поезд до Куньмина, столицы провинции Юньнань. Этот поезд преодолевает расстояние в 2 760 км чуть менее чем за 11 часов, что делает его самой длинной высокоскоростной линией в мире. Для сравнения, средняя скорость движения по Транс-Монгольской магистрали составляет 61,5 км/ч. Скорость экспресса из Пекина в Куньмин составляет 251 км/ч, что более чем в четыре раза быстрее.
По завершенной линии железной дороги Лаос — Китай можно добраться из Куньмина во Вьентьян, что составляет 1035 км. Время пути примерно 9,5 часа со средней скоростью 109 км/ч. Это первый участок линии Куньмин — Сингапур, и единственный, который был переоборудован под высокоскоростную железную дорогу.
Расстояние от Вьентьяна до Бангкока составляет 683 км, и в настоящее время сообщение осуществляется по обычной линии, которая занимает около 12 часов при средней скорости около 59,5 км/ч. Высокоскоростная линия, которая уже частично строится, позволит сократить время в пути до трех-четырех часов.
Поездка из Бангкока в столицу Малайзии Куала-Лумпур составляет около 1500 км, в настоящее время требует пересадки в Паданг-Бесар на тайско-малайзийской границе и занимает до 24 часов при средней скорости 65 км/ч. Предлагаемая высокоскоростная линия может сократить время до шести-восьми часов.
Расстояние от Куала-Лумпура до Сингапура составляет 350 км и в настоящее время занимает от пяти до шести часов на поезде при средней скорости 63 км/ч. Планирование высокоскоростной линии было приостановлено во время пандемии, но затем возобновилось. Она позволит сократить время в пути до 90 минут.
Если все эти участки будут модернизированы для высокоскоростного железнодорожного сообщения, так называемая Паназиатская железная дорога значительно сократит время в пути от Куньмина до Сингапура. Расстояние около 3 374 км, с 80-90 часов в настоящее время (с учетом задержек, таможен и пересадок) до 15-20 часов (при условии полной модернизации линий и оптимизации таможенных и трансферных процедур).
По обычным рельсам сегодня или по высокоскоростным железным дорогам будущего, в конце путешествия вы пересечете Джохорский пролив. Это железнодорожный и автомобильный мост длиной 1920 метра, соединяющий Джохор-Бару в Малайзии через узкий Джохорский пролив с районом (и станцией) Вудлендс в Сингапуре. Ежедневно мост пропускает более 350 000 путешественников, что делает его одним из самых оживленных пограничных переходов в мире. И кажется, что это более чем полмира от маленького португальского городка, где вы начали это воображаемое путешествие.
Но — и это важнейшая проблема — Лагос является неправильной отправной точкой, по крайней мере, по мнению одного интернет эксперта: «Путь из Вилья-Реал-де-Санту-Антониу в Лиссабон значительно длиннее, чем из Лагоса в Лиссабон, так что это было бы самое длинное в мире путешествие на поезде».
Эта концепция имеет еще ряд недостатков. Фактический кратчайший маршрут требует, чтобы путешественники пропустили некоторые более быстрые главные линии и перешли на различные региональные линии, где поезда ходят гораздо медленнее, реже и находятся на большом расстоянии друг от друга. В некоторых городах смена поезда означает смену вокзала, что может влечет за собой либо долгую прогулку, либо поездку на автобусе или такси.
Совет от эксперта: «Если такое путешествие станет безопасным и практичным, не стоит начинать его из Португалии. Начните с местной станции в Великобритании или с города, в котором живете, и ваше путешествие будет достаточно удивительным. Не нужно гнаться за несовершенной и, возможно, недостижимой концепцией».
Менее сложная задача: самое длинное путешествие на поезде без пересадок. Здесь у нас есть явный победитель, признанный Книгой рекордов Гиннесса. Раз в неделю из Москвы отправляется поезд, который преодолевает 10 214 км и прибывает в Пхеньян, столицу Северной Кореи, через семь дней и 20 часов. Для этого используются участки знаменитой Транссибирской магистрали, соединяющей Москву с Владивостоком.
Как показывает практика, между фундаменталистами железнодорожных путешествий есть много поводов для разногласий. Но, возможно, есть смысл в старой аксиоме: главное — путешествие, а не пункт назначения.
Сообщение Самый долгий маршрут: почему еще никто не проехал по нему? появились сначала на Идеономика – Умные о главном.