В последнее время выражение «люди-крысы» получило широкое распространение в китайских социальных сетях. Интернет-пользователи делятся видеороликами о времени, проведенном в основном в постели, за исключением походов ко входной двери, чтобы принять еду от курьера. Подтверждением того, что это явление получило широкое распространение, служит хэштег «люди-крысы», набравший 10 миллионов просмотров за последние два месяца в Weibo, популярной китайской социальной сети.
В одном из видеороликов молодая женщина так описывает свой ежедневный ленивый распорядок дня:
11:20 Просыпаюсь.
13:20 Встаю и съедаю доставленную еду.
14:20 Дремлю.
17:30 Заказываю чай с молоком.
18:10 Готовлю еду для котиков и кормлю их.
18:50 Возвращаюсь в постель.
20:00 Съедаю доставленную еду.
20:30 Смотрю сериал в постели.
02:30 Ложусь спать.
Блогер подытожила все словами: «Неужели люди могут быть такими счастливыми!»
Молодые китайцы, относящие себя к «людям-крысам», говорят, что им не хватает карьерных амбиций, они застряли на нижних ступенях социальной лестницы и боятся взаимодействий с другими людьми. Эта тенденция стала продолжением другой, начавшейся в 2021 году, когда люди подхватили тренд «лежать пластом», отвергая культуру сверхурочной и тяжелой работы в китайских технологических компаниях.
Идея «лежать плашмя» привлекла внимание председателя КНР Си Цзиньпина, который написал, что нация должна избавиться от этого и «открыть пути для движения вверх».
В то время как в США и Европе по мере экономического развития так называемое поколение бездельников 90-х годов развивалось как контркультура, китайская молодежь вступает в пору зрелости в сложных экономических условиях. Кризис наблюдается и на рынке труда: правительство заявило, что, по состоянию на февраль этого года, каждый шестой молодой человек в Китае — безработный.
Неизвестно, продлится ли тренд «людей-крыс» так же долго или станет таким же масштабным, как «лежать пластом». Китайские блогеры часто подхватывают модный сленг, чтобы привлечь подписчиков и повысить продажи. Один из них по имени Ван Ютун уже начал использовать идею «людей-крыс» для продвижения продукта по уходу за кожей.
Сообщение Лень нового уровня: кто такие «люди-крысы» появились сначала на Идеономика – Умные о главном.