Куриные кости в бетоне: геологический автограф современности

Куриные кости в бетоне: геологический автограф современности Пластиковые пакеты, дешевая одежда и куриные кости не являются достойным наследием человечества. Но двое ученых, исследующих, какие предметы технологической цивилизации с наибольшей вероятностью сохранятся на многие миллионы лет в виде окаменелостей, пришли к ироничному, но поучительному выводу: фастфуд и быстрая мода станут нашей вечной геологической подписью. «Пластик определенно станет отличительным «техноископаемым», потому что он невероятно
Сообщение Куриные кости в бетоне: геологический автограф современности появились сначала на Идеономика – Умные о главном.

Куриные кости в бетоне: геологический автограф современности

Пластиковые пакеты, дешевая одежда и куриные кости не являются достойным наследием человечества. Но двое ученых, исследующих, какие предметы технологической цивилизации с наибольшей вероятностью сохранятся на многие миллионы лет в виде окаменелостей, пришли к ироничному, но поучительному выводу: фастфуд и быстрая мода станут нашей вечной геологической подписью.

«Пластик определенно станет отличительным «техноископаемым», потому что он невероятно прочен, мы производим его в огромных количествах, и он распространяется по всему земному шару, — говорит палеонтолог, профессор Сара Гэббот, эксперт Лестерского университета по формированию окаменелостей. — Поэтому, где бы ни копали будущие цивилизации, они найдут пластик. Пластиковый след будет по всему земному шару».

Среди пластика в океане преобладают упаковки из-под фастфуда, но алюминиевые банки из-под напитков также станут частью наследия. Чистые металлы встречаются в геологической истории крайне редко, поскольку они легко вступают в реакцию, образуя новые минералы, но банки оставят заметный след.

«Они будут находиться в пластах долгое время, и в конце концов на месте банки вырастут маленькие сады из минеральной глины. Это будет отличительный, новый вид ископаемых», — говорит геолог, профессор Ян Заласевич, один из ведущих сторонников концепции антропоцена как новой геологической эпохи, отражающей влияние современного человечества на планету, который вместе с Гэббот написал книгу о техноископаемых «Земля после нас».

Курица, еще один продукт быстрого питания, также обречена на бессмертие. Кости хорошо известны как окаменелости. Современные бройлерные куры обладают хрупкими костями, ведь их разводят, чтобы они жили быстро, умирали толстыми и молодыми. Но объем производства гарантирует, что многие из них сохранятся в геологической летописи.

По словам Гэббот и Заласевича, в любой момент в мире насчитывается около 25 миллиардов живых кур, что намного больше, чем у самой распространенной дикой птицы в мире. Значит, курица, скорее всего, является самой распространенной птицей за всю историю Земли. Внезапное появление огромного количества чудесной птицы, в пять раз превосходящей дикого предка, несомненно, поразит будущих палеонтологов.

Одежда также внесет значительный вклад в историю ископаемых человечества. На протяжении тысячелетий одежда изготавливалась из натуральных и легко разлагающихся материалов, таких как хлопок, лен и шелк. Сегодня растущее население планеты часто носит синтетическую одежду массового производства, которую быстро выбрасывают.

«Мы производим одежду в неимоверных количествах, — говорит Гэббот, — около 100 миллиардов изделий в год, что вдвое больше, чем 20 лет назад. Люди удивятся, узнав, как много одежды попадает в окружающую среду. Я работаю на очистке рек в городе Лестер, и примерно четверть всего, что мы вывозим, — это одежда. Мы также выбрасываем ее на свалки, которые похожи на гигантские гробницы». Как пишут геологи в своей книге: «Уже сейчас ясно, что большая часть современной моды в конечном итоге окажется, в самом широком смысле этого слова, действительно вне времени».

Последний из характерных техноокаменелостей является также самым прочным примером. Это бетон. Он егко сохраняется и существует в колоссальных количествах. Ежегодно на Земле производится столько бетона, чтобы обеспечить каждого человека четырьмя тоннами, а также добавить к существующим запасам 500 миллиардов тонн.

Города зомби

Чтобы что-то стало окаменелостью, нужно немного удачи. Обычно это означает быть погребенным под отложениями в озерах и морях. Поэтому в тонущих городах, таких как Новый Орлеан, могут образовываться колоссальные бетонные окаменелости.

Половина города уже находится ниже уровня моря, и прогноз Гэббот и Заласевича суров: «Это город-зомби, который умрет от затопления, вероятно, в конце этого века, и поэтому он созрел для окаменения». Небоскребы, фундаменты зданий, тротуарная плитка, канализационные трубы — все это может сохраниться.

Непреложным признаком человеческой цивилизации будут наши кости, и те из нас, кто похоронен, уже сделали первый шаг к созданию окаменелости. Но опять же, скорее всего, сохранятся только те, кто захоронен в тонущих местах.

«Горные могильники долго не продержатся, — говорит Заласевич. — Но если вы окажетесь в дельте Миссисипи, или в Нидерландах, или в дельте Янцзы, то захоронения там, в общем и целом, сохранятся». Тем не менее будущие палеонтологи, скорее всего, найдут останки сельскохозяйственного скота, который значительно превосходит нас по численности.

Чтобы оценить, какой антропогенный материал уцелеет, Гэббот и Заласевич часто проводят аналогии с существующими окаменелостями. Граптолиты, давно вымершая группа мелких морских животных, питающихся микроорганизмами, и органические трубки, в которых они жили, являются обычными окаменелостями, образовавшимися около 500 миллионов лет назад. «Трубки, похоже, превратились в нечто пластичное, а некоторые, когда вы извлекаете их из породы, все еще пружинят. Это необычно», — отмечает Заласевич.

Клеточные стенки зеленых водорослей представляют собой еще один аналог пластика. «Окаменелости возрастом около 500 миллионов лет сделаны из материала, который по химическому составу неотличим от полиэтилена», — говорит Гэббот. Геологи заключают: «Похоже, что наши выброшенные пластмассы сохранятся на Земле практически навсегда». Вечность — это долгий срок, и в действительности все ископаемые будут существовать только до тех пор, пока существует планета, но потребуется около 5 миллиардов лет, чтобы Солнце поглотило Землю.

Шрамы под землей

Наследие человечества — это не просто оставленные предметы, но и следы жизнедеятельности, вписанные в горные породы, и человечество оставляет гигантский отпечаток. Например, мы пробурили более 50 миллионов километров нефтяных и газовых скважин, каждая из которых пробивает геологические пласты.

Кроме того, под землей было проведено около 1500 испытаний ядерного оружия. Несмотря на относительно небольшие числа, их результаты были геологически впечатляющими: большие сферические пещеры, образованные расплавленной породой, которые обрушились в массу радиоактивных обломков и окружены сложной сетью трещин. «Наряду с шахтами и другими скважинами, эта глобальная сыпь подземных шрамов практически неизгладима», — утверждают Гэббот и Заласевич.

Столь же долговечным, но гораздо более тонким будет токсичный химический след, оставленный человечеством. Не в последнюю очередь, это метко названные «вечные химикаты», такие, как политетрафторэтилен, также известный под торговой маркой Тефлон. Металл в сковороде с антипригарным покрытием, скорее всего, растворится за миллионы лет под землей, говорят геологи, но само покрытие сохранится в виде тонкой гибкой пленки.

Человечество создало множество практически неразрушимых химических веществ, таких как диоксины и ДДТ. Учитывая, что аналогичные молекулы, вырабатываемые бактериями, были обнаружены в породах возрастом 1600 миллионов лет в Западной Австралии, эти химические вещества, похоже, останутся надолго. «Эти вечные химикаты буквально повсюду, — говорит Гэббот. — Они попадают в осадочные породы, а потом просто остаются там».

Другой частью скрытой подписи человечества является присутствие радиоактивных элементов, рассыпанных по всему миру в результате наземных испытаний ядерных бомб, в основном в период с 1952 по 1963 год. Они формируют настолько отчетливый сигнал, что их сочли лучшим кандидатом для обозначения рассвета антропоцена.

Эти следы могут показаться загадочными и вряд ли будут обнаружены в далеком будущем. Но геологи обнаружили похожий след, сопровождавший гибель динозавров: тонкие слои отложений, обогащенных иридием, элементом, встречающимся в метеоритах. «Иридиевый всплеск совсем не очевиден, если только у вас нет мощного спектрометра и образца нужного уровня. И все же мы нашли его», — отмечает Заласевич.

Наш цифровой век, скорее всего, оставит меньше следов, чем те времена, когда знания хранились на бумаге. Древние ископаемые листья и деревья показывают, что бумага обладает удивительно высокой способностью к окаменению, а графит, используемый в карандашах, также прочен. «Приятно думать, что лучше всего сохранятся окаменелые детские рисунки: портрет семьи возле дома, возможно, с сияющим солнцем и радугой на небе», — говорят Гэббот и Заласевич.

Компьютерные микросхемы крошечные, а кремний сильно реагирует с кислородом, поэтому они вряд ли станут значимыми ископаемыми в будущем, хотя их очень много. А вот проводка в электронных устройствах вполне может привлечь внимание, поскольку минералы, образующиеся из меди, имеют яркую и красивую окраску: от лазурита до малахита и борнита. Солнечные батареи также могут получить бессмертие, благодаря характерной форме и огромному объему производства.

Изучение будущих окаменелостей позволило Гэббот и Заласевичу сделать несколько выводов. Один из них заключается в том, что знания, как человеческий мусор может превратиться в окаменелости, указывают на то, как лучше остановить накопление отходов в окружающей среде.

«В создании окаменелостей именно первые несколько лет, десятилетий, столетий и тысячелетий действительно имеют решающее значение, — объясняет Заласевич. — Это совпадает со временем, когда у нас есть возможность что-то с этим сделать».

Гэббот утверждает: «Главная мысль заключается в том, что количество производимых нами вещей просто поражает воображение: оно зашкаливает». К 1950 году все то, что производили люди, составляло лишь малую часть массы всего живого на Земле. Но сегодня она превышает массу всех растений, животных и микробов, а к 2040 году возрастет в три раза.

«Этот материал будет существовать миллионы лет, выделяя токсины и химикаты в окружающий мир, — говорит она, заставляя всех нас серьезно задуматься: «А нужно ли нам это? Действительно ли нам стоит покупать больше?»

Сообщение Куриные кости в бетоне: геологический автограф современности появились сначала на Идеономика – Умные о главном.