«Бессильные войска»: эксперт объяснил, почему миротворческий контингент будет бесполезен на Украине

«Бессильные войска»: эксперт объяснил, почему миротворческий контингент будет бесполезен на Украине Пока международное сообщество обсуждает возможное введение миротворческого контингента на Украину, эксперт рубрики о военных технологиях сайта Ferra.ru Павел Воронов рассказал о юридических и фактических нюансах использования миротворцев в военных конфликтах и обозначил, почему такой тип войск, при всей его исторической важности, будет абсолютно неэффективен и бесполезен в случае с СВО.

«Бессильные войска»: эксперт объяснил, почему миротворческий контингент будет бесполезен на Украине

Пока международное сообщество обсуждает возможное введение миротворческого контингента на Украину, эксперт рубрики о военных технологиях сайта Ferra.ru Павел Воронов рассказал о юридических и фактических нюансах использования миротворцев в военных конфликтах и обозначил, почему такой тип войск, при всей его исторической важности, будет абсолютно неэффективен и бесполезен в случае с СВО.

Миротворческие силы чаще всего ассоциируются с ООН, однако у организации нет собственных войск. Контингент для таких миссий предоставляют страны-члены, а сами миротворцы работают в рамках строго ограниченных мандатов. Их основная задача — фиксировать уже достигнутое перемирие и предотвращать случайные вспышки насилия. Однако они не участвуют в принуждении сторон к миру и не могут вмешиваться в конфликт на ранних стадиях.

История миротворческих миссий показывает, что их эффективность зависит от готовности сторон к урегулированию. В Югославии, Руанде и Конго миротворцы сталкивались с ситуациями, когда одна из сторон игнорировала их присутствие или открыто вела боевые действия. В Сребренице, например, миротворческий контингент не смог предотвратить массовые убийства из-за недостатка полномочий и вооружения.

Ситуация на Украине делает применение миротворцев практически невозможным. Во-первых, Россия как постоянный член Совета безопасности ООН имеет право вето, что затрудняет одобрение подобной миссии. Во-вторых, боевые действия охватывают значительные территории, а обе стороны имеют мощные армии и современные вооружения, что требует колоссального миротворческого контингента численностью от 45 до 80 тысяч человек.

Европейские страны вряд ли смогут оперативно собрать и развернуть такое количество войск. Рассматриваются возможности привлечения военных из Бразилии, Индии, Индонезии и Саудовской Аравии, однако остается открытым вопрос их готовности участвовать в столь сложной миссии.

Ключевые проблемы: – Россия, как постоянный член Совбеза ООН, может заблокировать введение миротворцев без её согласия. – Для контроля такой большой зоны потребуется от 45 до 80 тысяч военнослужащих, но у Европы нет таких ресурсов. – Миротворцы не имеют тяжёлого вооружения и не смогут сдерживать возможные новые вспышки конфликта. – Разделение войск по международно признанным границам Украины невозможно из-за сложившейся ситуации.

Главная причина — неподходящий формат миссии для текущей ситуации. Миротворцы эффективны только в тех случаях, когда конфликтующие стороны уже согласились на мир и готовы к переговорам. В условиях активных боевых действий, хорошо вооружённых армий и неопределённости границ миротворцы не смогут выполнять свои функции.