В древних Афинах Аристотель призывал всех гулять по саду, обсуждая идеи, а не сидеть в тишине на лекциях в своей школе. Учителя и ученики изучали вопросы, спорили и развивали идеи друг друга.
Традиция совместных прогулок и размышлений оказалась настолько успешной, что сохранялась на протяжении веков, влияя на обмен знаниями во всем древнем мире.
Однако сегодня мы редко организуем пространство для такого коллективного любопытства. Хотя у нас есть беспрецедентный доступ к информации, мы часто слишком заняты, рассеяны или озабочены достижением немедленных результатов, чтобы участвовать в совместных исследованиях. Кроме того, в системе образования и на работе приоритет отдается индивидуальным достижениям, а не совместным открытиям.
Это досадно, ведь совместное исследование может привести к замечательным результатам. При совместном обсуждении вопроса мы создаем новые возможности, которые никто не смог бы представить в одиночку. Давайте разберемся, почему так происходит и как сделать так, чтобы это работало на вас.
За гранью личного гения
В истории часто возникает романтическая картина гения-одиночки: изобретателя в мастерской, ученого в лаборатории, писателя, уединившегося в мансарде… Эта история убедительна, но неполна: индивидуальной гениальности редко бывает достаточно для революционных открытий.
Братья Райт построили самолет не в одиночку, они вели обширную переписку с коллегами-энтузиастами авиации. Проект «Геном человека», в рамках которого был успешно составлен генетический код, — это не работа одного гениального ума, а масштабный совместный труд, в ходе которого тысячи ученых делились вопросами, проблемами и открытиями.
Коллективное любопытство — это практика совместного изучения вопросов и поиска ответов, когда мы опираемся на знания друг друга и создаем атмосферу для открытого поиска и обучения.
Совместное любопытство приносит впечатляющие результаты. Вы сможете:
Учиться быстрее. Совместное обучение с другими людьми создает естественные возможности для обратной связи и новых перспектив. Вы также получаете доступ к различному опыту и ресурсам, что помогает вам развиваться быстрее, чем в одиночку.
Уменьшить предвзятость к чужому мнению. Команды, в которых поощряется уважительное проявление сомнений, неизменно принимают лучшие решения, чем те, где этого не происходит. Все дело в том, что коллективное любопытство естественным образом побуждает нас подвергать сомнению предположения друг друга, что помогает каждому выявить недостатки в рассуждениях и найти лучшие решения.
Вдохновить других. Исследования показывают, что, видя, как другие занимаются интересными вопросами, мы сами становимся более любопытными. Это создает положительный круговорот, когда вопросы одного человека вдохновляют других присоединиться к исследованию.
Создает долгосрочные ценности. Организации, где поощряют людей учиться вместе, создают опыт, который сохраняется даже после ухода отдельных сотрудников. Например, клиника Майо уже более века поддерживает культуру медицинских инноваций, потому что ее врачи и исследователи постоянно делятся друг с другом вопросами и идеями.
Многие сопротивляются коллективному интересу по вполне понятным причинам. В условиях конкуренции такие неопределенные практики могут казаться рискованными. Нехватка времени подталкивает к быстрым решениям. Есть опасения, что, задавая вопросы, вы проявляете слабость. Тем не менее те, кто допускает совместное, плодотворное состояние неизвестности, часто обнаруживают, что это приводит к лучшим результатам.
Совместная прогулка в неизвестность
Лучшие идеи, более крепкие отношения, более приятная работа… Хотя преимущества коллективного любопытства очевидны, создание среды, в которой люди чувствуют себя комфортно, исследуя что-то вместе, требует определенных усилий.
Однако оно того стоит. К счастью, есть практические советы, как начать. Вот пять способов, с помощью которых вы сможете использовать эти преимущества:
Составьте карту неизвестного. Многие открытия начинаются с того, что кто-то признается: «Я не понимаю, почему…». Сядьте с коллегами и запишите, чего вы не знаете или не понимаете в той или иной теме. Это превращает пробелы в знаниях в общие возможности для открытий.
Многоуровневое метапознание. Подвергните сомнению предположения в качестве формы самостоятельной антропологии. Попросите команду вспомнить, как зарождались их представления. Начните с любого текущего процесса и спросите: «Почему мы так делаем?». На каждый ответ спросите: «Почему мы так считаем?». Эта метакогнитивная практика помогает выявить скрытые факторы, которые могут препятствовать поиску лучших решений.
Совместные прогулки. Устраивайте прогулки с коллегами, во время которых делитесь, кто над чем работает и над какими вопросами бьется. Вы можете попробовать сделать это один на один или в небольших группах. Неформальная обстановка и движение часто приводят к более открытым разговорам и неожиданным связям.
Небольшие эксперименты. Попробуйте новый формат встречи в течение недели или протестируйте другой подход с тремя клиентами. Эксперименты должны быть настолько незначительными, чтобы неудача казалась безопасной. Это поощряет более смелые вопросы. А иногда самые интересные открытия приходят из экспериментов, которые сработали не так, как планировалось.
Открытое обучение. Начните вести рассылку о том, чему вы учитесь, или устраивайте «Час любопытства», на котором люди делятся наработками. Когда мы открыто говорим о неуверенности, это создает психологическую безопасность для других людей. Это также порождает неожиданные открытия, поскольку другие могут заметить закономерности, которые вы пропустили.
Величайшие открытия в истории человечества совершались не гениями-одиночками, а сообществами любознательных умов, которые развивали вопросы и идеи друг друга.
Когда мы практикуем коллективное любопытство, каждый разговор становится шансом узнать что-то новое. Позвольте спросить: какие вопросы вы и команда исследуете сегодня?
Сообщение Вместе горы свернем: практика коллективного любопытства появились сначала на Идеономика – Умные о главном.