Герои идут в обход: наука нелинейного целеполагания

Герои идут в обход: наука нелинейного целеполагания В 2008 году компания Spotify поставила амбициозную цель — создать официальный сервис потокового воспроизведения музыки, который мог бы конкурировать с пиратскими сайтами. Первоначальная стратегия была прямолинейной: заключить лицензионные соглашения с крупнейшими звукозаписывающими лейблами, создать надежную платформу и привлечь пользователей. Сегодня у платформы 626 миллионов активных пользователей, но путь, который привел их к успеху, не был
Сообщение Герои идут в обход: наука нелинейного целеполагания появились сначала на Идеономика – Умные о главном.

Герои идут в обход: наука нелинейного целеполагания

В 2008 году компания Spotify поставила амбициозную цель — создать официальный сервис потокового воспроизведения музыки, который мог бы конкурировать с пиратскими сайтами. Первоначальная стратегия была прямолинейной: заключить лицензионные соглашения с крупнейшими звукозаписывающими лейблами, создать надежную платформу и привлечь пользователей.

Сегодня у платформы 626 миллионов активных пользователей, но путь, который привел их к успеху, не был прямым и ясным. Им приходилось постоянно меняться, экспериментировать с различными функциями и даже временно отказываться от некоторых рынков. Успех был достигнут не благодаря неукоснительному следованию первоначальной дорожной карте, а потому, что каждая неудача рассматривалась как возможность учиться и адаптироваться.

История Spotify иллюстрирует важнейший вывод, сделанный на основе десятилетий психологических исследований: самые значительные прорывы часто возникают на нелинейном пути развития. И все же мы цепляемся за методы постановки целей, которые сулят определенность и контроль.

Скрытые издержки линейного целеполагания

У вас бывало ощущение, что вы карабкаетесь по бесконечной лестнице, где каждая ступенька — это еще одна цель? Как только вы достигаете одной цели, вас всегда ждет другая, и вы выбиваетесь из сил, задаваясь вопросом, действительно ли добились прогресса.

Линейные цели доминируют в подходах к личной и профессиональной жизни. Они дарят успокаивающее ощущение ясности и измеримости, что так любит наш мозг. Возможно, именно поэтому система постановки целей SMART, появившаяся в 1980-х годах, до сих пор используется в компаниях по всему миру.

Но такой традиционный подход к постановке целей основан на представлениях индустриальной эпохи: прямые линии, предсказуемые результаты и измеримый прогресс. Хотя это может хорошо работать при производстве продукта в условиях неопределенности, характеризующихся быстрыми изменениями, он оказывается неэффективным.

Более того, исследования показали, что чрезмерное внимание к конкретным труднодостижимым целям приводит к тому, что люди начинают меньше рисковать, снижается внутренняя мотивация и даже возникает неэтичное поведение.

Отчасти проблема кроется в том, как наш мозг воспринимает цели и вознаграждения. Исследования в области неврологии показали, что дофаминергическая система вознаграждения в мозге активизируется не только при достижении целей, но и при предвкушении вознаграждения.

Когда цели сформулированы слишком строго и привязаны к конкретным результатам, мозг может отдавать чрезмерный приоритет немедленному, внешнему вознаграждению, что приводит к стрессу и страху перед неудачей, когда ожидания не оправдываются. Такая реакция помогает объяснить, почему линейные цели часто ведут к неблагоприятным последствиям:

постоянный страх перед неудачей и осуждением
застывший образ мышления, который ограничивает возможности обучения
токсичный позитив, который заставляет нас всегда представлять себя успешными
нездоровая конкуренция, которая изолирует нас от потенциальных партнеров

Эти вопросы становятся особенно актуальными сегодня, в среде, которую современные психологи называют изменчивой, неопределенной, сложной и неоднозначной (VUCA). Именно в таких условиях большинство из нас ежедневно движется в своей карьере и на пути к личностному росту.

Как внедрить нелинейную постановку целей

В природе редко встречаются прямые линии, так же как и в нашем личном и профессиональном развитии. Когда мы принимаем нелинейное целеполагание, мы по-другому активируем систему вознаграждения мозга. Вместо того чтобы стремиться получить дофаминовый удар от достижения одной цели, мы создаем множество циклов с обратной связью, которые способствуют исследованию и поддерживают мотивацию.

Ведите дневник наблюдений, делая заметки на память, отслеживая возникающие интересы, интересные разговоры и особенности вашего энтузиазма. Зафиксируйте свои текущие проблемы и сомнения без осуждения. В частности, обратите внимание на то, какие занятия заряжают вас энергией, а какие истощают.
Проводите миниатюрные эксперименты. Создавайте небольшие тесты с низкими ставками для сбора данных. Сосредоточьтесь на процессе и отбросьте результат. Вы не можете потерпеть неудачу, когда любой результат рассматривается как источник ценной информации для разработки следующего эксперимента.
Освободите себе пространство для размышлений. Запланируйте регулярные сеансы анализа. Можно воспользоваться методом «Плюс, минус, дальше» (нарисуйте три столбца. Вверху каждого столбца напишите «+» для того, что сработало, «–» для того, что пошло не так, и «→» для того, что вы планируете делать дальше). Это простая метакогнитивная практика, которая поможет интегрировать полученные знания и скорректировать траекторию движения на основе возникающих озарений, а не искусственной финишной черты.

Помните, что цель не в том, чтобы достичь совершенства. Вместо этого замечайте, что получается, не привязываясь к конкретным результатам. Как ни парадоксально, но отказываясь от потребности в совершенстве, вы создаете условия для более значимого развития. Такой гибкий подход не только позволит чувствовать себя лучше, но и даст более устойчивые результаты. Итак, какой небольшой эксперимент вы попробуете провести первым?

Сообщение Герои идут в обход: наука нелинейного целеполагания появились сначала на Идеономика – Умные о главном.