Сегодня, когда мир охвачен климатическими бурями и лесными пожарами, загрязнением воздуха и истощением ресурсов, как никогда ясна взаимозависимость человечества и природы. Отношения обществ и империй с окружающей средой, особенно эксплуататорские, насчитывают не одно тысячелетие. Наша бурная история сформировала образ планеты, на которой мы живем сейчас.
Сунил Амрит, профессор истории и экологии Йельского университета, описывает эти глобальные изменения в новой книге «Пылающая Земля: История» (The Burning Earth: A History). Это его вторая книга с момента получения престижной стипендии Макартура в 2017 году, и она гораздо шире по охвату и темам, чем предыдущая работа, посвященная Южной Азии, «Непокорные воды» (Unruly Waters).
Амрит исследует разрозненные и часто катастрофические попытки покорить и контролировать природу во имя открытий, экспансии, развития и прогресса. Его подробное и интересное исследование прослеживает цивилизации вплоть до Монгольской империи XIII века. «Чтобы иметь хоть какую-то надежду распутать плотную связь между неравенством, насилием и вредом для окружающей среды, необходимо понять ее истоки», — пишет он.
По мнению Амрита, вся история человечества — это история окружающей среды. Она включает в себя как влияние окружающей среды на общества, так и обратный процесс. Например, он приводит данные, свидетельствующие о том, что «средневековый теплый период» охватывал большую часть Европы, Северную Америку и Западную Азию до XIII века. Благоприятный климат и осадки, по его мнению, позволили обществам расчищать землю, расширять земледелие, строить города и увеличивать численность населения. Он также оценивает взлет и падение монголов, которые быстро пронеслись по Азии, но им помешали нехватка травы для лошадей, сильные снежные бури и землетрясения, а также смертоносная чума, распространению которой способствовала монгольская экспансия.
Он анализирует колониальную экспансию с XV по начало XX века, которая изменила глобальное распределение власти и богатства, одновременно нанеся ущерб коренному населению и миру природы в результате вырубки лесов и других экологических бедствий. В частности, Амрит подчеркивает ключевую роль португальских поселенцев начала XV века в кризисе на острове Мадейра. Поселенцы вырубили леса под сахарные плантации, истощили землю, а затем отправились дальше. «Разорение Мадейры ознаменовало новый этап в истории человеческой эксплуатации — затягивание узла, связывающего страдания человека с уничтожением других форм жизни», — пишет он.
Примерно в то же время европейские колониальные державы начали работорговлю, которая лишила порабощенных свободы, а также жизненно важных связей с их землей и источниками пищи. Он подробно рассказывает о том, как Христофор Колумб и другие испанские конкистадоры принесли с собой войну и смертельные болезни, которые уничтожили большую часть ацтеков и инков. Он упоминает палеоклиматолога Уильяма Раддимана, который предположил, что масштабная вырубка и восстановление лесов в ту эпоху могли сыграть важную роль в похолодании планеты в XVI веке, названном Малым ледниковым периодом. По вине европейских поселенцев исчезли многие места обитания животных и сократилось количество видов по всему миру, включая китов, сухопутных млекопитающих, например, соболя, и многочисленных птиц.
Поначалу трудно уловить глобальное значение мрачной истории разрушительного колониализма. Но по мере того как Амрит приближается к 1800-1900-м годам, начинают появляться интересные идеи. Один из ярких примеров — растущее производство азота, сначала для сельского хозяйства, а затем для оружия. Немецкий химик Фриц Хабер изобрел способ создания искусственного азота в начале 1900-х годов и заключил партнерство с конгломератом BASF (крупнейшим в Европе и в мире химическим концерном), инженер которого, Карл Бош, смог масштабировать процесс. Азот стали производить в промышленных масштабах. Этот процесс стал основным источником азота в мире, затмив импорт из Чили, которая экспортировала нитраты, добытые в пустыне Атакама.
В 1990-х годах выяснилось, что стоки удобрений создают токсичные условия для водных экосистем и способствуют вредоносному цветению водорослей. К сожалению, Амрит не исследует глубоко эту часть истории азота. Но он выделяет и ряд других исторических связей с современными экологическими проблемами. Среди них, конечно же, изобретение парового двигателя и сжигание ископаемого топлива, начавшееся во время промышленной революции. Особенно важным оказалось изобретение автомобилей: к 1929 году в США их было уже более 27 миллионов, то есть по одному на каждое домохозяйство.
Книга также содержит подробный рассказ об ужасающих экологических последствиях двух мировых войн. Кульминацией катастрофы стали огненные бомбардировки Дрездена и Токио, сброс атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки в 1945 году, в результате чего погибло, по разным оценкам, от 110 000 до 210 000 человек, а воздух, земля и вода подверглись вредному излучению. Пожары военного времени от всех бомб привели к выбросу в атмосферу, возможно, более миллиарда фунтов сажи, которая, подобно массивным вулканам, могла временно повлиять на климат Земли.
В течение нескольких десятилетий человечество начало бороться не только с ядерными арсеналами, но и с изменением климата, а теперь взялось и за потенциал солнечной энергетики, что, по словам Амрита, «олицетворяет самое крайнее проявление гордыни, что человек может покорить природу».
Кроме того, он подчеркивает роль ключевых фигур в экологическом движении, таких как Ханна Арендт, Рейчел Карсон и Индира Ганди, которые говорили о разрушительности и самонадеянности попыток контролировать природу. Заключительные разделы книги содержат подробное описание благотворных усилий современных производителей каучука, защитников тропических лесов и активистов из числа коренных народов,и указывают на новое отношение к обществу, которое может процветать совместно с природой. Он также освещает усилия по обеспечению экологической справедливости. Эту концепцию популяризировали биолог Барри Коммонер и исследователь политики Роберт Буллард в 1970-х годах.
Однако он не в полной мере распространяет этот анализ на современную эпоху, когда американские и европейские лидеры и чиновники продолжают применять эксплуатационный подход к природным ресурсам на Глобальном Юге.
Несмотря на это, «Пылающая земля» является достойным дополнением к важной исторической критике социальной несправедливости и неравенства от таких авторов, как Говард Зинн и Эдуардо Галеано. Это история урбанизированной и разделенной планеты, написанная с позиции сочувствия к слишком наивным мечтам об отказе от ископаемого топлива, которые теперь превратились в пепел.
Сообщение «Вся история человечества — это история окружающей среды» появились сначала на Идеономика – Умные о главном.