Современные заведения допускают множество ошибок при планировании мест общего пользования. Особенно это касается столовых, кафетериев, буфетов: везде, где группам людей, не совсем друзей и не совсем незнакомых, необходимо чувствовать себя достаточно комфортно, чтобы есть вместе. Чаще всего ошибки происходят с цветом, освещением, пешеходными потоками и эстетикой. В результате возникают ощущения стерильности и дискомфорта, которые вредят общению.
Главный бич дружелюбной атмосферы — это маленькие столы. Современные заведения обычно предлагают небольшие круглые или прямоугольные столы, часто с четырьмя или шестью стульями. Эти столы могут быть разбросаны по обеденной зоне или, что еще хуже, зона разбита на множество маленьких уголков с несколькими столиками в каждом. Это делается (по крайней мере, согласно запискам архитекторов и пресс-релизам заведений, которые я читал) во имя «интимности», «приватности» или «доступности», исходя из предположения, что нежные создания, которые будут там обедать, должны чувствовать себя так, как будто они сидят в каком-то маленьком месте, чтобы им было достаточно комфортно принимать пищу. Я не знаю, откуда взялось это представление, но я уверен, что оно ошибочно.
Это может показаться пустяком, из-за которого не стоит переживать, но это не так. Мы живем в эпоху растущей социальной изоляции, которая вредит душевному здоровью людей и подрывает гармоничное функционирование общества. Слишком многие из нас не знают и не сопереживают людям, хотя могли бы и должны. А кафе предоставляют одну из лучших возможностей делать это регулярно.
Так какова же альтернатива маленьким столам? Я понял, что нет ничего более ориентированного на сообщество и поднимающего настроение, чем длинный обеденный стол и 10, 20 или даже больше стульев, стоящих по всей длине обеденного пространства, побуждающих посетителей находиться рядом друг с другом.
В столовой колледжа Святого Павла в Сиднее есть три длинных обеденных стола на 25 человек каждый: по 12 с каждой стороны и один во главе стола. Это место, где преподаватели и студенты принимают пищу в неформальной обстановке.
Когда этот зал только открылся, на схемах трапезной было изображено 10 коротких прямоугольных столов, равномерно распределенных по комнате. Когда столы были доставлены, я сразу же попросил расставить их по старинной схеме «три длинных стола вместе и один отдельно», и с тех пор мы упорно ее придерживаемся. Почему? Чтобы мы могли следовать правилу клуба: вы неминуемо занимаете соседнее место, и никто не остается один.
В начале каждого года я провожу вводную беседу о правилах, порядках и традициях колледжа, и происходит это в столовой. Там я объясняю правило клубной комнаты: когда вы приходите на ужин, у вас нет выбора, куда и с кем сесть. Вы берете тарелку, направляетесь к первому из длинных столов и садитесь на первое свободное место с левой стороны. Никто не садится за второй стол, пока первый не будет заполнен. И наконец, если вы видите, что кто-то сидит один за другим столом, то стоит подойти и сесть напротив или пригласить его за свой стол.
Следствием такой системы является то, что всего за неделю или две каждый студент успевает поужинать почти со всеми остальными. Это значит, что пугающая задача сидеть за ужином рядом с кем-то незнакомым сходит на нет с самого начала и становится совершенно пустяковой к третьей неделе.
Хотя я решительно поддерживаю все правила клубных комнат, одно только наличие длинных столов — это девять десятых успеха. По моему опыту, как только они у вас появляются, люди в любом случае начинают невольно следовать правилу. Заполнение комнаты длинными, непрерывными столами вместо маленьких, отдельных создает неудобства при поиске места, отдельного от других.
Для того чтобы создать и поддерживать сообщество, длинный стол — это отличное решение. Люди используют такие фразы, как «преломить хлеб», в значении достичь более тесной и приятной связи с другими, и мы должны понимать это буквально: вряд ли мы можем быть настороже, когда в тесном кругу уничтожаем по второму куриному шницелю. Самое главное, что длинные столы подрывают враждебную атмосферу маленьких группок и избавляют от одиночества. Думаю, каждый человек, которому когда-либо приходилось сталкиваться с проблемой выбора места в кафетерии, стремился всей душой к пустому маленькому столу в уголке. Это так просто. Там вам не грозит чувство неловкости. Но то же самое чувство безопасности может дать и самое крайнее свободное место за переполненным незнакомцами столом. И тесная компания из пяти близких друзей, с шутками и сплетнями, понятными только им, будет просто вынуждена смириться с 20 соседями по столу. Все, столика «для крутых ребят» больше нет. И вы не поверите, насколько это здорово.
О благотворном влиянии длинного стола, похоже, забыли во многих современных учебных заведениях, и это им во вред. Это подрывает единство духа, которое должно существовать в школе, университете или на рабочем месте. Когда я работал в Оксфорде, мне посчастливилось пользоваться привилегиями старшей общей комнаты в двух разных колледжах. В одном из них у нас было два длинных стола, за которыми соблюдалось правило клубной комнаты. В другом было шесть маленьких столиков, где единственным правилом было не занимать новый стол, если этого можно избежать. В первом случае я каждый раз чувствовал себя желанным гостем. Когда я садился, те, кого я еще не знал, всегда сразу же представлялись и старались вовлечь меня в разговор. Во втором, хотя все были дружелюбны, приходилось действовать стратегически, приходя на обед и садясь с теми, кого уже знал. Когда не представившиеся друг другу участники оказывались рядом, дело не заходило дальше вежливых приветствий. Оба этих места были весьма приятны, однако атмосфера дружелюбия в первом была лучше. Я осмелюсь утверждать, что все это благодаря длинному столу.
Однако не стоит думать, что достоинства длинных столов применимы только в элитарных или старинных заведениях. В кафе, в ресторане, на свадебном обеде или просто большом семейном собрании вы можете рассчитывать на те же преимущества. Некоторые люди, посещающие модные кафе, сетуют на то, что сидели за длинным центральным столом, а они надеялись, что им достанется «отдельный» столик. Но это глупость. Во время недавней поездки к родственникам я тоже сидел за большим столом в кафе. В итоге я завел там нового друга и узнал о городе, в котором никогда не был.
Длинный стол — важнейший инструмент для восстановления мест общения, не являющихся ни домом, ни рабочим пространством, которые слишком часто отсутствуют в сугубо личной жизни людей XXI века. Он является физическим противоядием от одиночества. Кафе и рестораны должны предоставлять общий стол, а посетители имеют право его попросить.
В сборнике эссе под названием «Еретики» (1905) Г. К. Честертон писал:
Человек, живущий в маленькой общине, находится в гораздо более обширном мире. Он знает гораздо больше о яростных различиях и бескомпромиссных расхождениях людей. Причина очевидна. В большом сообществе мы можем выбирать себе собеседников. В маленькой общине компаньонов выбирают за нас.
Проблема с обычными круглыми или квадратными столами заключается в том, что они представляют собой зоны отчуждения, в которых человек выбирает себе собеседников из большого сообщества. Длинные столы, поскольку они размещают различных членов сообщества перед каждым человеком, делают даже большое сообщество похожим на маленькое. Они заставляют каждого члена сообщества принять возможность согласия друг с другом, независимо от их «яростных различий» или «бескомпромиссных расхождений».
И кстати, большой круглый стол так не сработает. За ним все часто чувствуют себя обязанными следовать одной большой беседе, в которой могут доминировать пустозвоны, а остальные пытаются сохранить видимость благопристойности. Длинный стол, напротив, размещает несколько потенциальных собеседников напротив каждого обедающего, а также двух с каждой стороны, и таким образом создает множество маленьких областей для беседы, которые не являются частными, но ограничены по размеру. Они могут меняться по форме и количеству в зависимости от разговора и подслушанных речей и обеспечивают достаточно маленькую сферу, в которой можно сказать что-то интересное или необычное.
В здании нашего колледжа есть еще несколько мест, где мои студенты регулярно обедают вместе. В одном из таких мест, на террасе, студенты сдвинули три стола в один длинный ряд, чтобы соблюдать правило клубной комнаты даже там, где оно никогда не соблюдалось. Это естественный способ приема пищи для большой группы людей. Он успокаивает, объединяет и позволяет превратить каждый день в праздник.
Поэтому, если у вас есть возможность принять решение о том, как люди будут сидеть вместе, или повлиять на это решение, то воспользуйтесь ею. Откажитесь от маленьких столиков. Превратите каждый прием пищи в пир и наблюдайте, как процветает ваше сообщество.
Сообщение Правило пира: как превратить обеденный стол в социальный инструмент появились сначала на Идеономика – Умные о главном.