Хелен не разговаривала с сыном больше года. Последнее, что она о нем слышала, это новость о его заключении под стражу. Сейчас ему 31 год, он в тюрьме. И уже более десяти лет зависим от наркотиков.
«Он пытается мне позвонить, вероятно, чтобы попросить денег, но я не беру трубку, — объясняет Хелен, живущая в Англии. — В данный момент это правильное решение для моей безопасности и спокойствия». Хелен — опекун маленькой дочери своего сына. Она заботится о том, чтобы создать для внучки безопасную среду, где ее любят.
В детстве сын Хелен бывал вспыльчивым и временами агрессивным, но он умел проявлять доброту и имел оригинальное чувство юмора. Поэтому она была сбита с толку, когда наступил подростковый возраст. «Его поведение стало враждебным, и он начал запираться в туалете на несколько часов подряд, — вспоминает она. — Когда я пыталась поговорить с ним, он отвечал, что я сумасшедшая, что это я принимаю наркотики».
Повзрослев, сын пропадал на несколько дней и возвращался с различными травмами. Когда он был дома, с ним было трудно находиться рядом. Он воровал деньги из кошелька матери, и ей приходилось хранить их в поясе на талии. В конце концов жить рядом с человеком с сильной наркотической зависимостью стало небезопасно, и она прекратила с ним общение.
Принято считать, что отношения между родителями и детьми длятся всю жизнь: это крепкая, наполненная любовью связь, способная пережить любые взлеты и падения. Однако некоторым родителям бывает трудно поддерживать ее. В итоге родитель чувствует, что достиг точки невозврата, и отказывается от своей роли.
Семьи сегодня становятся более разобщенными, и когда дети перестают общаться с родителями, это уже никого не удивляет. Однако случается и обратное, хотя такие истории мы слышим не так часто. Возможно, отчасти это объясняется тем, что, согласно данным, родители разрывают отношения с детьми гораздо реже: исследование, проведенное в 2015 году британской организацией Stand Alone, показало, что только 5% родителей, не поддерживающих общение с детьми, сами стали инициаторами разрыва.
Проблема безусловной любви
«Как в научных исследованиях, так и в популярной культуре мы редко слышим о родителях, прекративших общение с детьми. В какой-то степени это — табу. Мало где вы можете открыто рассказать о подобном опыте, не боясь осуждения», — объясняет Люси Блейк, старший преподаватель психологии в Университете Западной Англии в Бристоле, которая специализируется на проблемах отчуждения.
Причины, по которым родители и дети прекращают отношения, схожи, независимо от того, кто является инициатором: по словам Блейк, среди наиболее распространенных причин — семейные конфликты, разность личных ценностей (например, религиозные убеждения), злоупотребление психоактивными веществами и некоторые виды токсичного поведения. Исследование Stand Alone показало, что при разрыве отношений с сыновьями наиболее часто упоминаются проблемы, связанные с разводом, родственниками и браком, а с дочерьми — проблемы с психическим здоровьем и эмоциональное насилие.
В обществе от родителей ожидают, что они будут любить своих детей и заботиться о них, что бы ни случилось. «Мы ждем от родителей того, что порой находится за гранью их возможностей, того, что они обязательно будут любить безусловно, — объясняет Блейк. — Но безусловность любви порой весьма проблематична, поскольку предполагает, что родители обязаны терпеть любое обращение, включая все виды психологического и финансового насилия».
Возможно, именно поэтому, даже когда взрослые дети причиняют боль, родители с трудом идут на разрыв. Дженнифер Стори, преподаватель психологии в Кентском университете Великобритании, специализирующаяся на межличностном насилии, обнаружила, что большинство пожилых родителей, переживших насилие, по-прежнему волнуются за своих детей. «Мне трудно припомнить хоть одного родителя, который действительно хотел сжечь все мосты. Они почти всегда желали, чтобы отношения продолжались, но насилие прекратилось», — объясняет она.
И им, и окружающим бывает трудно принять реальность происходящего. «Принято считать, что родители обладают всей полнотой власти, но по мере взросления ребенка это меняется», — говорит Аманда Холт, автор книги о жесткости подростков к родителям. «Многие не верят, что дети могут быть по-настоящему жестоки с родителями, настолько серьезно, что родителю нужно уходить, и поэтому людям еще сложнее решиться на разрыв», — считает она.
«Быть родителем — это почетная роль, вызывающая уважение и восхищение. В то же время это роль на всю жизнь, и она меняет все, — объясняет Блейк. — Когда родители не поддерживают активных отношений с ребенком, они могут думать, что не справились с этой ролью, что вызывает сильную боль и стыд, ставит под сомнение представления о себе».
Учитывая эти факторы, родителям может быть сложнее разорвать отношения, чем детям. Это совершенно другая боль, потому что для родителей жизнь может потерять значение и стать пустой. В результате, многие теряют дружбу и отношения с другими членами семьи. Потеря и боль отчуждения, затрагивают самые разные аспекты жизни людей.
Запутанная история
Иногда, как в случае с Хелен, решение о разрыве контакта принимается четко одной стороной. Но часто причина отчуждения между родителями и детьми может быть более запутанной.
Джек, живущий в США, был женат почти два десятилетия, и за это время у него родилось четверо детей. На момент развода младшей дочери был год. По словам Джека, когда бывшая жена вновь вышла замуж, маленькая девочка больше тянулась к отчиму, чем к родному отцу. А когда подросла, казалось, что ей не нравится проводить время с Джеком.
По словам Джека, переломный момент наступил, когда дочери было 14. После разногласий по поводу «комендантского часа» она сказала Джеку, что ненавидит проводить с ним выходные, и позвонила матери, чтобы та отвезла ее на мероприятие, которое она планировала посетить. «Я написал бывшей жене письмо, в котором сообщил, что, похоже, дочка больше не хочет проводить со мной каждые вторые выходные, и если в будущем ситуация изменится, то я приму ее обратно с распростертыми объятиями», — вспоминает Джек. Он не винит дочь за то, что она так поступила, но с тех пор не получал никаких известий и не видел ее.
Хотя дочка была инициатором разрыва, Джек не испытывал нужды восстанавливать контакт. «Чем дольше это длилось, тем меньше мне хотелось возобновлять эти отношения. Для меня это похоже на смерть, после которой я живу дальше, — говорит он. — На данном этапе жизни, при том уровне комфорта в отношениях, к которому я привык, я сомневаюсь, что мне нужно тратить время на то, чтобы строить полноценные отношения, которые могут обернуться драмой».
История Джека отражает непростую реальность отчуждения между родителями и детьми: не всегда бывает ясно, кто кого бросает. Эксперты считают, что такая ситуация — не редкость. На вопрос о том, кто был инициатором разрыва отношений (с вариантами ответа «он/она», «я», «мы прервали контакт друг с другом» и «затрудняюсь с ответом»), 10% респондентов в исследовании сообщества Stand Alone выбрали несколько ответов, что показывает, какими неоднозначными бывают ситуации.
К счастью, разрыв отношений — это не всегда окончательное решение. Бывают периоды отчуждения и возобновления связи, особенно, как показывают данные Stand Alone, между матерью и дочерью.
Так же происходит и когда ребенок страдает наркотической зависимостью. Шведское исследование, проведенное в 2020 году, показало, что родители наркоманов сохраняют надежду на возможное примирение, отчасти потому, что они способны видеть ребенка как двух разных людей: одного в трезвом уме, а другого под воздействием веществ. Если бы последний ушел, отношения могли бы продолжаться.
Хелен несколько раз переживала периоды разрыва и примирения с сыном. Но сейчас она не поддерживает с ним связь и не знает, что будет дальше. «Если бы он смог доказать мне, что намерен оставаться чистым и не совершать больше преступлений, то я бы пустила его в нашу жизнь, — говорит она.
Испытание одиночеством
Даже для родителей, которые твердо решили оборвать связь, последствия этого решения оказываются далеко не простыми. «Привязанность к ребенку, сформированная биологическими, юридическими и социальными узами, очень глубока, — объясняет Холт, — Поэтому, даже если общение прекращается, эти узы сохранятся. Очень трудно оставить все в прошлом».
Многие родители сталкиваются с тем, что стыд и вина за принятое решение приводят к острой изоляции и разрыву связей с устоявшейся сетью поддержки, которая не ограничивается родственниками. Людей, с которыми можно поговорить об этом и получить сострадание и понимание, обычно не хватает. Вот и Джеку пришлось столкнуться с осуждением друзей, которые не понимали его отказа от отношений с дочерью и говорили, что никогда не смогли бы отвернуться от родной крови.
В определенные даты и периоды, свои для каждого родителя, сочувствие и возможность выговориться особенно важны. Наиболее сильно душевные раны беспокоят во время праздников: по данным Stand Alone, 90% людей, разорвавших отношения с родными, считают праздничный сезон сложным, 85% тяжело переносят дни рождения, а 81% отмечает, что очень трудно находиться в кругу других семей.
Когда приближается Рождество, и они с внучкой зажигают праздничные огни, Хелен чувствует грусть. Она часто делала это вместе с сыном, и ей хотелось бы, чтобы они могли быть все вместе.
«Я была его единственным спасательным кругом, и кажется, что я никогда не смогу смириться с тем, что решила уйти», — объясняет Хелен. Ей повезло, что дочь поддержала ее, и полгода назад Хелен переехала поближе к ней, чтобы они могли регулярно видеться. «Я не знаю, что со мной было бы без помощи и понимания дочери, — говорит она. — Лучшее, что я могу сделать, — это поддерживать себя в хорошей форме, чтобы иметь возможность заботиться о других своих близких. День за днем я просто стараюсь жить дальше».
Сообщение Что-то не так с безусловностью: почему родители разрывают связи с детьми появились сначала на Идеономика – Умные о главном.