Исследователи обнаружили описания особого вида кормления китов в древненорвежских описаниях поведения морского существа под названием хафгуфа. Около 10 лет назад ученые считали, что киты научились этому недавно.
Около 10 лет назад морские биологи наблюдали, как два разных вида китов в разных географических точках применяли новую стратегию питания. Киты располагались у поверхности воды и оставались неподвижными с широко открытыми ртами. Рыба заплывала к ним в рот, киты смыкали челюсти и съедали жертву. Это явление получило название “кормление в ловушке”.
Ученые думали, что это поведение развилось в ответ на повышенное загрязнение, “мертвые зоны”, цветение водорослей и другие подобные экологические проблемы, которые заставили добычу китов приблизиться к поверхности воды. Однако эта стратегия оказалась не такой уж и новой, как первоначально думали ученые.
Соавтор исследования Джон Маккарти считает, что это поведение китов очень похоже на норвежские описания хафгуфа. В тексте 13 века под названием Konungs skuggsjá описывается морское существо огромных размеров с необычным способом питания:
Когда она идет кормиться, из ее горла вырывается сильная отрыжка, вместе с которой выходит большое количество пищи. Все виды близлежащих рыб собираются вместе, как мелкие, так и крупные, стремясь добыть себе пищу и пропитание. Но большая рыба некоторое время держит рот открытым, не более и не менее широким, чем большой шум или фьорд, и, не зная и не слыша, рыбы устремляются туда в большом количестве. А когда брюхо и рот полны, (хафгуфа) закрывает рот, улавливая и пряча в нем всю добычу, приплывшую в поисках пищи.
Konungs skuggsjá
Многие из этих текстов также содержат иллюстрации, на которых изображены морские существа, поглощающие рыбу, что напоминает “кормление в ловушке”.
Почему ученые только недавно стали наблюдать в популяциях китов поведение, связанное с ловлей рыбы? Авторы предполагают, что подобные нишевые стратегии охоты, возможно, когда-то существовали, но затем стали ненужными, поскольку популяции китов резко сократились из-за снижения конкуренции за рыбу.