Вряд ли теорию заговора стоит считать современным недугом: вспомните убийство Джона Кеннеди или длительную историю поисков НЛО. Тем не менее, все чаще говорят, что именно интернет открыл эру «постправды», а социальные сети позволяют распространять вирусную дезинформацию.
Так ли это на самом деле — серьезный вопрос, который заслуживает внимания.
Что бы ни говорили многие журналисты, ученые и политики, на сегодняшний день мало систематических доказательств, что популярность теорий заговора растет.
К такому выводу пришли исследователи после серии опросов, проведенных в Соединенных Штатах и шести европейских странах. Новое исследование предполагает, что теория заговора — это «более устойчивая и повсеместная черта человеческого общества», чем принято считать.
Но не все так плохо. Хорошая новость заключается в том, что не обязательно во всем виноваты социальные сети или новостные интернет-издания. Хоть они и распространяют дезинформацию, и это безусловно опасно, но выглядит так, что у теорий заговора сегодня не больше сторонников, чем в прошлые десятилетия.
Когда исследователи сравнили национальные опросы по старым и относительно недавним теориям заговора, они не обнаружили никаких свидетельств того, что в наше время в них верят сильнее.
«Несмотря на распространенные утверждения о том, что страна сползает в кроличью нору теории заговора, переходя в состояние постправды, мы не видим доказательств того, что со временем конспирология усилилась», — говорит политолог Адам Эндерс из университета Луисвилля.
«Мы исследуем убеждения в десятках конкретных теорий заговора, представления о том, кто может быть вовлечен в них, и общую предрасположенность интерпретировать события и обстоятельства как продукт теорий заговора. И нигде мы не наблюдаем среднего увеличения конспиративных воззрений».
В первой части опросов сравнивалась вера общественности в заговоры, которым было меньше года, например, в отношении Covid-19, с более старыми теориями, например, нападение на Перл-Харбор.
Если взять пять заговоров относительно Covid-19, то исследователи не обнаружили никаких доказательств роста убеждений в ходе повторных опросов, которые были проведены в марте и июне 2020 года, а также в мае 2021-го.
На самом деле, некоторые из этих теорий со временем потеряли популярность, например, утверждения о том, что за глобальной пандемией стоял Билл Гейтс.
QAnon — это еще одна недавняя теория заговора, изученная исследователями. В августе 2019 года 5% респондентов заявили, что верят в QAnon. Цифра не кажется высокой, но когда исследователи задали менее конкретные вопросы, то выяснилось, что до 50% американцев верят в некоторые аспекты QAnon, например, в существование «глубинного государства» или элитных секс-торговцев. Интересно, что эти убеждения оставались относительно постоянными на протяжении всей глобальной пандемии и избирательного цикла 2020 года.
«Хотя базовые уровни веры в эти теории вызывают тревогу, мы ни в одном случае не наблюдаем свидетельств значительного роста с течением времени», — пишут авторы.
Полученные данные свидетельствуют о том, что «новые» теории заговора не привлекают больше сторонников, чем в прошлом, даже несмотря на то, что интернет выступает в качестве рупора дезинформации.
Если сравнить эти опросы с европейскими, то исследования, проведенные в 2016 и 2018 годах, также не нашли никаких доказательств того, что конспирологические убеждения, например, о внеземных тайнах, усиливаются со временем.
Эти результаты согласуются с другими работами, подтверждающими вывод нового исследования, что интернет «не такой гостеприимный к теориям заговора, как часто предполагают».
«Наши результаты согласуются с исследованиями, показывающими, что теории заговора, «инфодемия» и эхо-камеры в интернете не так распространены и влиятельны, как утверждается. Они отражают исследования, показывающие, что люди не так активно участвуют в онлайн-теориях заговора и делятся ими, как иногда предполагают», — пишут авторы нового исследования.
Вместо этого результаты показывают, что повышенная осведомленность общественности о теориях заговора создала иллюзию того, что теории заговора становятся большой проблемой. В действительности же популярность таких убеждений оставалась относительно постоянной с течением времени.
Если это так, то идею «пост-правдивого» мира следует пересмотреть. Борьба с дезинформацией жизненно необходима, но пока мы не узнаем, откуда берутся фальшивые новости и каким образом они убеждают людей, мы не в состоянии изменить мнение.
Обвинение социальных сетей кажется правильным, но если мы не соберем доказательств в поддержку этого объяснения, оно будет таким же беспочвенным, как и сама теория заговора.
Сообщение Интернет ни при чем: популярность теорий заговора не растет со временем появились сначала на Идеономика – Умные о главном.