Исследование: у болтливых родителей более умные дети

У идеи, гласящей, что дети более разговорчивых родителей обладают более продвинутыми когнитивными и языковыми навыками, долгая и противоречивая история. Во влиятельном исследовании начала 1990-х годов утверждалось, что американские дети из более бедных семей хуже владеют языком, потому что слышат меньше слов от своих родителей. Но ученые указали на несколько спорных моментов, связанных с этим исследованием, […] …

У идеи, гласящей, что дети более разговорчивых родителей обладают более продвинутыми когнитивными и языковыми навыками, долгая и противоречивая история. Во влиятельном исследовании начала 1990-х годов утверждалось, что американские дети из более бедных семей хуже владеют языком, потому что слышат меньше слов от своих родителей. Но ученые указали на несколько спорных моментов, связанных с этим исследованием, в том числе и то, что исследователи заходили в дома, чтобы записать речь их обитателей, а это могло повлиять на язык, который те использовали.

Впоследствии использование языка в американских семьях стали изучать менее навязчивымы способами, и исследователи обнаружили, что взаимосвязь может быть более сложной, чем предполагалось изначально. И теперь похожее исследование имело место в Британии, где были проведены «крупнейшие естественные наблюдения за ранними этапами жизни в домашних условиях». В работе приняло участие более 100 лондонских семей. Результаты, недавно опубликованные в журнале Developmental Psychology, показали, что количество слов, используемых родителями, связано с когнитивными навыками детей, но пока остается неясным, за счет чего.

Катрина д’Апис из Йоркского университета и ее коллеги оснастили 107 детей в возрасте от двух до четырех лет переносными устройствами, которые записывали все слова, произнесенные в их семьях в течение трех дней. Затем программа автоматически обрабатывала записи, которые в среднем составляли 15 часов в день, чтобы вычислить, сколько слов было сказано взрослыми в семье. Помимо этого дети прошли серию когнитивных тестов.

Исследователи обнаружили, что взрослые в среднем произносили 17 800 слов в день — но данные сильно варьировались. Даже внутри одной и той же семьи количество слов, произнесенных взрослыми в разные дни, едва соотносилось. «Наши результаты подчеркивают, что детский опыт, особенно в отношении языка, — это динамические процессы, которые меняются и развиваются со временем, а не статические детерминанты окружающей среды», — говорят исследователи.

Тем не менее, команда исследователей обнаружила, что в общем и целом количество слов, используемых взрослыми, было связано с когнитивными навыками детей: дети, родители которых использовали больше слов, показывали более высокие результаты в когнитивных тестах.

Исследователи также изучили богатство словарного запаса родителей и детей и обнаружили, что дети демонстрируют большее лексическое разнообразие, когда словарный запас взрослых также более разнообразен.

Это исследование лишь показывает корреляцию, то есть результаты можно объяснить очень по-разному. Возможно, лучшее знание языка способствует развитию интеллекта детей. Или наоборот, более умные дети побуждают родителей говорить больше. Или некие генетические факторы могут определять как языковой запас родителей, так и когнитивные способности детей.

Распространяются ли эти результаты на другие группы, также неизвестно — более 80% родителей в этом исследовании имели высшее образование, почти все они состоят в браке и обладают высоким социально-экономическим статусом. Тем не менее, использование незаметных записывающих устройств и программного обеспечения для автоматической обработки слов, кажется, открыло поле для множества более естественных исследований, подобных этому.