Создана 3D-модель распространения звука в театральных залах

Создана 3D-модель распространения звука в театральных залах Учёные ЛЭТИ и специалисты Мариинского театра создали трёхмерную модель распространения звука на концертных площадках

Создана 3D-модель распространения звука в театральных залах

Учёные ЛЭТИ и специалисты Мариинского театра создали трёхмерную модель распространения звука на концертных площадках

Группа специалистов из Мариинского театра, в том числе ведущий звукорежиссёр Владимир Рябенко и музыкант Алексей Клюев, провела исследование в уникальной лаборатории «Безэховая камера» Санкт-Петербургского университета (ЛЭТИ). Целью работы было повышение точности моделирования распространения звуковых волн на концертных площадках, учитывая эффекты дифракции и взаимодействие звука с различными объектами, такими как зрители и музыканты. Это исследование важно для улучшения качества акустических записей, например, в театрах и концертных залах, где звук ведёт себя по-разному в пустом зале и в переполненном помещении.

Одним из главных аспектов работы стала синхронизация множества микрофонов, которые часто используются для записи различных инструментов. Рябенко объяснил, что при записи больших произведений, таких как опера, количество микрофонов может доходить до 88, и важно правильно настроить задержки, чтобы избежать искажений звука, вызванных «гребенчатыми фильтрами». Для этого учёные создали сложную трёхмерную модель расположения микрофонов, которая позволяет учитывать взаимодействие звука с различными объектами в зале, такими как зрители или другие музыкальные инструменты.

Исследование также помогает звукорежиссёрам создавать более точные и объёмные звукозаписи, управляя задержками и фокусируя внимание слушателя на определённых точках пространства. По словам экспертов, такая трёхмерная модель будет учитывать не только архитектурные особенности зала, но и все эффекты, которые возникают из-за присутствия людей и предметов в помещении. Это инновационный подход в области звукозаписи, который позволит значительно улучшить качество музыкальных произведений, записанных на сценах театров и концертных залов.