В тумане экваториального рассвета, наполовину скрытые за переплетением лиан и листьев, появляются несколько десятков больших сооружений из веток, напоминающих птичьи гнезда. Именно там, на высоте 12 метров над землей, спят бонобо. Всю ночь шел дождь, и приматы не спешат просыпаться. В 6:30 утра появляется первая голова. Раздается резкий крик, и из кокона ветвей выплывает еще один силуэт. А затем и второй. Через пять минут вся группа просыпается, зевает, потягивается, выпрямляется. У них изящные черты, длинные и тонкие конечности, телосложение менее коренастое, чем у шимпанзе, их ближайших родственников.
Бонобо обитают на левом берегу реки Конго, в то время как шимпанзе расселились вдоль правого берега, расширив ареал от Демократической Республики Конго до Танзании на востоке Африки и Камеруна на западе. Два вида разошлись около 1–2 миллионов лет назад, когда, как считается, несколько групп шимпанзе пересекли реку, вероятно, в период исключительной засухи.
Разделившиеся группы эволюционировали по своему. Шимпанзе на правом берегу сформировали сообщества, где доминируют самцы, поддерживая традиции коллективной охоты и периодических конфликтов с другими группами. У бонобо доминирующим полом являются самки, их сообщества менее агрессивны и более миролюбивы. Когда приматологи начали изучать их в дикой природе в 1970-х годах, они заметили, что конфликты часто смягчались короткими половыми контактами. Пресса того времени окрестила их «обезьянами-хиппи».
Именно в районе деревни Вамба, к северу от экватора, начались первые научные исследования обезьян. Японский приматолог Такаёси Кано основал там первый наблюдательный пункт в 1973 году. Второй был открыт в следующем году в Ломако, западнее, а затем и еще несколько. Сегодня действуют четыре пункта: Коколопори, ЛуиКотале в национальном парке Салонга, Ломако-Йококала и Вамба.
За последние 50 лет исследования, проводившиеся в этих местах, выявили отличительные черты бонобо: доминирующая роль самок в социальной организации, связующим звеном для повседневного взаимодействия являются половые контакты. Бонобо обладают толерантной натурой, повышенной эмоциональной чувствительностью и готовы к сотрудничеству. Это свидетельствует об удивительной способности к эмпатии, хотя считалось, что такое качество отсутствует в животном мире.
В этом году исследование, проведенное в общественном заповеднике Коколопори и опубликованное в журнале Science в апреле, показало, что бонобо способны комбинировать вокализации сложным образом, во многом напоминающим структуру человеческого языка. «Это открытие ставит под сомнение то, что мы ранее знали о коммуникации животных и предполагаемой уникальности человеческого языка», — говорит американский эколог Салли Кокс.
В 2002 году Кокс помогла защитить часть леса Коколопори в рамках неправительственной инициативы Bonobo Conservation (BCI), работая с местной организацией Vie Sauvage над сохранением последних оставшихся там бонобо и над их изучением в партнерстве с Гарвардским университетом.
Однако спустя 20 лет охраняемая территория и исследования сталкиваются с теми же трудностями: практически нет дорог и электричества, а инфраструктура разрушается. Демократическая Республика Конго остается одной из пяти беднейших стран мира, несмотря на огромные запасы меди, кобальта, лития и колтана. По данным Всемирного банка, три из четырех конголезцев живут менее чем на 2,15 доллара США в день.
«С 1990-х годов дороги не обслуживаются, по ним больше не проехать на машинах, — говорит Мбанги Аринго, самый старший следопыт в лесу Коколопори. — Если мы хотим продать урожай, нам приходится везти его на велосипеде или идти пешком». Сейчас, в свои 50 с небольшим, он признается: «Если бы проект Bonobo Conservation не платил мне зарплату за наблюдение за бонобо, я бы стал фермером и с трудом мог прокормить семью, или мне пришлось бы охотиться в лесу. У меня не было бы выбора».
Бонобо, один из видов, ставший символом Демократической Республики Конго, все больше подвергается угрозе со стороны человека, прежде всего из-за браконьерства и вырубки лесов, которые год за годом уничтожают их среду обитания. «Мы оцениваем популяцию менее чем в 20 000 особей, — говорит Такеши Фуруичи, директор по исследованиям в Wamba и профессор Киотского университета. — Возможно, даже меньше 15 000. Сейчас они находятся под угрозой исчезновения».
Стремясь замедлить исчезновение среды обитания, правительство и природоохранные организации изучают возможность введения «кредитов на бонобо». Программа, созданная по образцу углеродных кредитов, предусматривает выделение средств на инфраструктуру общинам, которые не охотятся на бонобо и сохраняют леса.
Приматолог Джеф Дюпен, директор Фонда зоопарка Антверпена в Киншасе, уже несколько десятилетий занимается сохранением и исследованием бонобо и работает над пилотным проектом в партнерстве с Конголезским институтом охраны природы. Их цель — создать механизм, позволяющий местным жителям напрямую участвовать в защите дикой природы. «Я хочу, чтобы местные жители получали реальный доход от охраны дикой природы», — говорит он.
«Жители деревень, которые взяли на себя обязательство оберегать среду обитания бонобо, начали получать денежную компенсацию в виде финансирования инфраструктуры. Цель — создать гармоничный баланс, вовлекающий гражданское общество в целом. В этом отличие от прежней модели охраны природы, которая предполагала ограждение территорий с биоразнообразием, когда оно находилось под угрозой. Мы хотим сблизить людей и природу», — объясняет Дюпен.
На круглом столе, посвященном кредитам на сохранение биоразнообразия бонобо, президент Демократической Республики Конго Феликс Чисекеди заявил, что это возможность доработать предложение страны о «создании кредита на сохранение биоразнообразия, специфичного для каждого вида, особенно для знаковых видов, представляющих большую ценность для человечества, таких как бонобо».
Для ученых, работающих на местности, защита последних оставшихся мест обитания бонобо имеет решающее значение. «Нам еще многому предстоит у них научиться, — говорит Кокс. — Как они используют лекарственные растения в лесу, и чему люди, возможно, научились у них в этом отношении. А также об их коммуникации, вербальной и невербальной, и о том, как они реагируют на угрозы со стороны человека, такие как браконьерство».
С этим согласен Фуруичи. «До 1970-х годов бонобо считался неизвестным приматом, — говорит он. — Открытия, сделанные за последние пять десятилетий, помогли нам лучше понять эволюцию человечества».
Сообщение Спасти «обезьян-хиппи»: как ученые не дают исчезнуть бонобо появились сначала на Идеономика – Умные о главном.