Специалисты Центрального научно-исследовательского института «Прометей» провели испытания нового композитного материала «алмаз — карбид кремния». Разработка может применяться в узлах трения авиационной и морской техники.
Материал обладает меньшей плотностью по сравнению с металлами, сохраняя высокую твердость и устойчивость к коррозии и нагреву. Его ключевой характеристикой является длительная прочность при низкой пластичности, что позволяет использовать композит в высокоскоростных вращающихся механизмах.
Для испытаний создали экспериментальную пару трения, состоящую из колец двух материалов: композита «алмаз — карбид кремния» и реакционно-спеченного карбида кремния. В ходе тестов при высоких нагрузках наблюдалась взаимная шлифовка поверхностей вместо разрушения.
Результаты показали, что композитный материал при трении о карбид кремния изнашивается значительно меньше, чем при контакте с металлами. Этот эффект шлифовки частиц признан оптимальным для использования в промышленных изделиях, где требуется высокая износостойкость.