Качество публичного выступления зависит от множества факторов, но если попытаться выделить базовые критерии успеха, важны три компонента: умение увлекательно рассказывать истории, наличие у спикера чувства юмора и богатый экспертный опыт. Предприниматель Евгений Щепин в книге «Стать спикером» рассказывает, как сочетать их в выступлении.
Многократно проверено на практике: если три этих компонента соединяются в одном выступлении, высокие оценки аудитории гарантированы. Но вот вопрос: как соблюсти баланс? Сколько историй нужно рассказать, чтобы не переборщить? Как демонстрировать экспертность, но не выглядеть занудой? Насколько сильно нужно разбавлять и облегчать свое выступление шутками, забавными примерами?
Для поиска ответов на эти вопросы обратимся к нутрициологии. Тот, кто придерживается правильного питания, знает, насколько важен баланс белков, жиров и углеводов в тарелке. Перекос в любую сторону рано или поздно приведет к проблемам со здоровьем. В методических рекомендациях МР 2.3.1.0253–21 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ» сказано, что общее соотношение БЖУ должно выглядеть так: белков 25–35%, жиров 25–35% и углеводов 30–50%. Эта пропорция подходит для нормального функционирования организма и поддержания всех систем в обычном режиме.
Белки, жиры и углеводы публичного выступления:
умение увлекательно рассказывать истории (25–35%);
наличие у спикера чувства юмора, легкость подачи (25–35%);
наличие богатого экспертного опыта по теме выступления (30–50%).
В зависимости от целей и задач питания пропорция БЖУ в суточном рационе меняется. Например, если человек активно занимается силовыми видами спорта и планирует нарастить мышечную массу, ему нужно уменьшить количество углеводов, увеличив при этом количество потребляемого белка.
С публичными выступлениями ситуация один в один. От задач зависит пропорция «ингредиентов». Если вы владелец компании и хотите выступить перед командой с мотивационной речью, зарядить их на результат, выкручивать на максимум свою экспертность будет ошибкой. Вы всех морально подавите, а не вдохновите. По такому поводу уместнее использовать следующее соотношение: 35% (истории), 35% (юмор), 30% (опыт).
А если вы, скажем, логист и вас пригласили выступить с докладом в профессиональном сообществе коллег, очевидно, что в этом случае от вас ждут экспертизы и компетенций, а не увлекательных историй. Поэтому более уместным окажется сочетание: 25% (истории), 25% (юмор), 50% (опыт).
Начинающие спикеры часто спрашивают, какие истории нужно рассказывать и о чем можно шутить. Короткий ответ: допустимо все то, что вписывается в тему вашего выступления и помогает глубже раскрыть ее.
Юмор в публичном выступлении — это вовсе не травля анекдотов со сцены и не попытки любой ценой рассмешить присутствующих до почечной колики. Юмор — это про легкость, про самоиронию, про возможность признать ошибки и безбоязненно рассказать о них во всеуслышание. Про отсутствие пафоса и зазнайства, если хотите. Да, вы эксперт и профессионал, но наличие чувства юмора добавляет вам человечности и теплоты, создает безопасное пространство для всех, кто вас слушает.
Разберем на примере, как может выглядеть сбалансированное по содержанию и подаче публичное выступление. Вот случай из моей практики подготовки спикера к бизнес-выступлению.
Предпринимателя, основателя сети барбершопов пригласили выступить на конференции для начинающих бизнесменов. Предполагалось, что в аудитории соберутся стартаперы, которые только‑только начали делать первые шаги в бизнесе, а некоторые до сих пор находятся на стадии тестирования гипотез. Задача приглашенного предпринимателя — поделиться опытом, вселить уверенность в тех, кто еще сомневается в своем деле, развеять мифы, дать ответы на вопросы, которые чаще всего возникают в начале пути.
Чтобы быть понятым и принятым такой целевой аудиторией, для начала мы определили пропорции белков-жиров-углеводов в будущем выступлении.
Поскольку в зале будут преимущественно стартаперы, значит, острее всего их беспокоят вопросы правильности выбранной ниши, построения бизнес-процессов, которые работают, поиска единомышленников в команду. А это значит, что истории из своей практики нужно грамотно соединить с приобретенным опытом, который будет важен начинающему предпринимателю и поможет ему избежать ошибок на старте. Поэтому содержательную часть выступления поделили примерно в равных пропорциях: 30% (истории), 30% (юмор), 40% (опыт).
Тема выступления звучала так: «Чего я не знал, когда открывал свой первый барбершоп», и мы 30% историй посвятили эмоциональным состояниям предпринимателя; 30% юмора отдали рейтингу самых нелепых, но поучительных ошибок в предпринимательской практике, а 40% опыта упаковали в конкретные бизнес-шаги.
Если содержательно разобрать это выступление по «косточкам», выглядело оно следующим образом:
1. Вступление — как выгорел, работая по найму в корпорации, и дошел до того, что не хотел больше жить. Взял отпуск, решил уволиться и открыть свое дело. Было страшно, но другого варианта не оставалось (история).
2. Почему выбрал именно эту нишу? Как тестировал и проверял, где искал первых клиентов (опыт).
3. Первая ошибка с покупкой клиентской базы в интернете в надежде завлечь часть аудитории. В итоге база оказалась паленой и состояла почти полностью из женщин-пенсионерок, которым услуги барбершопа были совершенно ни к чему (юмор + опыт).
4. Какие каналы привлечения клиентов работают (опыт).
5. Кризис, убытки и желание закрыть первый барбершоп через полгода. Что стало переломной точкой, как удалось найти силы, чтобы пойти дальше и победить (история).
6. Вторая ошибка с наймом высокооплачиваемого сотрудника, который оказался мошенником с театральным талантом (юмор).
7. Алгоритм поиска правильных сотрудников, подходящих вашему бизнесу (опыт).
8. Почему предпринимателю важно научиться доверять и делегировать задачи команде и как это сделать. Пошаговый план (опыт).
9. Третья ошибка, которая привела к судебному конфликту с клиентом, хотя изначально проблема не стоила выеденного яйца — посетитель барбершопа просил забрать с собой состриженные волосы (юмор).
10. Как предпринимательство изменило жизнь спикера. Почему работа на себя — это гораздо более сложное состояние, но жизнь при этом становится гораздо более полноценной (история).
Выступление имело огромный успех у аудитории. Получилось живо, вдохновляюще и при этом реалистично, так как в основе лежал честный опыт предпринимателя с минусами, плюсами собственного бизнеса и совершенными ошибками.
Поэтому при подготовке, проанализировав аудиторию, которой вы будете рассказывать о своем опыте, обязательно распределите и сбалансируйте важные компоненты выступления так, чтобы они были уместными с учетом формата мероприятия.
Подробнее о книге «Стать спикером» читайте в базе «Идеономики».
Сообщение Нутрициология спикера: как быть экспертом, но не стать занудой появились сначала на Идеономика – Умные о главном.