Российские нашли способ сделать реактивные двигатели самолётов тише без потери мощности
Специалисты ПНИПУ разработали конструкцию сопла для реактивных двигателей, которая снижает шум на 2–3 децибела. Это решение не только улучшит комфорт пассажиров и экипажа, но и уменьшит износ деталей самолёта. Шум, который слышен во время полёта, возникает из-за турбулентных струй газа, вырывающихся из сопла и смешивающихся с воздухом. Особенно заметен этот эффект при взлёте, когда к гулу добавляется вибрация, влияющая на долговечность материалов.
Исследователи провели эксперименты на установке, которая моделировала работу авиадвигателя. Они использовали сеть из 54 сверхчувствительных микрофонов, чтобы изучить, как звук возникает внутри различных типов сопел. Выяснилось, что гофрированные сопла с плавными лепестками могут эффективно снижать шум, смещая его источники ближе к соплу на высоких частотах и дальше на низких. Такой подход позволил уменьшить шум без усиления высокочастотных звуков, что делает технологию перспективной для авиации.
Разработка имеет не только акустические, но и экологические преимущества. Уменьшение шума уменьшит дискомфорт для жителей, живущих рядом с аэропортами, и повысит экологичность современных самолётов. В ПНИПУ считают, что такие решения могут стать основой для создания нового поколения тихих и долговечных авиадвигателей.