Преподаватели музыки из Университета Южной Калифорнии Линн Снайдер и Беатрис Илари провели любопытное исследование музыкальных предпочтений среди студентов. Неожиданные результаты заставляют задуматься о новой революции в музыкальном мире.
На протяжении четырех лет мы ведем курс лекций о музыке и психологии. В начале каждого семестра мы просим студентов заполнить небольшую анкету о музыкальном образовании, любимых песнях и исполнителях.
Наши студенты обладают разным уровнем музыкального образования: от полного отсутствия до более чем десятилетнего опыта занятий и выступлений. Мы заметили, что с каждым годом список любимых песен и исполнителей становится все длиннее и разнообразнее. Когда мы спрашиваем всю группу об определенной песне, часто оказывается, что никто, кроме того студента, который упомянул ее в анкете, такой песни не слышал.
Результаты этих опросов соответствуют недавним исследованиям, которые свидетельствуют о разнообразных и эклектичных музыкальных предпочтениях подростков. В ходе исследования музыкальных вкусов учащихся средних школ Лос-Анджелеса было обнаружено, что они ценят исполнителей, представляющих самые разные жанры, от к-pop (BTS) до хэви-метал (System of a Down) и Бетховена.
Но почему при этом молодые люди не знают, что популярно у их сверстников? Имеет ли значение то, что подростки выбирают ту музыку, которую из их окружения никто не слушает?
Тайные предпочтения
На протяжении веков единственным способом узнать мелодию было прослушивание ее вживую, в домашней обстановке или в концертном зале. Радиоприемники и проигрыватели изменили способы взаимодействия с музыкой. Но поскольку эти устройства изначально были стационарными, в их прослушивании по-прежнему присутствовал социальный элемент. Вы могли собраться у друга, чтобы послушать хиты по радио, устроить вечеринку по случаю выхода нового альбома, записать специальный сборник и поделиться им или горланить любимую песню в машине с лучшим другом, вторя радио.
В 1979 году появился портативный плеер Sony Walkman, это был очередной поворотный момент в том, как люди слушают музыку. Она превратилась в глубоко личное переживание, что еще больше усилилось с появлением iPod и, позднее, смартфонов.
Наушники дают большую самостоятельность: мы сами себе диджеи, определяем, что и когда будем слушать. И никто и никогда не узнает, что в нашем плейлисте, если мы захотим сохранить это в тайне.
Для подростков это особенно важно. Это создает защитный пузырь, который может заменить нехватку личного пространства в школе или дома.
Молодые люди слушают много музыки в течение дня: во время выполнения домашних заданий, спортивных тренировок, еды или даже сна. В этом есть элемент контроля настроения: песни могут отвлекать от неприятных эмоций или вызывать положительные, а также побуждать к размышлениям во время сложных переживаний.
В ритме алгоритма
Чтобы составить плейлист раньше, нужно было проигрывать кассеты и записывать отдельные песни на другую кассету или дождаться, когда по радио зазвучит песня, и быстро нажать «запись» на кассетном плеере. Так, песня за песней, можно было собрать сборник любимой музыки.
Теперь прослушивание часто происходит в другом формате, когда искусственный интеллект и платформы социальных сетей объединяются, чтобы предложить нам плейлист.
Пока мы слушаем музыку и делимся ею в социальных сетях, искусственный интеллект отслеживает эту активность и сравнивает ее с данными других слушателей; таким образом, он увеличивает точность прогноза того, что нам захочется услышать в будущем.
ИИ используется не только для того, чтобы узнать, что хочет услышать пользователь, он может предсказать следующий хит. До недавнего времени возможности ИИ в таких прогнозах, в основном, зависели от характеристик песен — энергичности, зажигательности, танцевального ритма, — а точность составляла около 50%.
В других исследованиях анализировались физиологические реакции на музыку, например частота сердечных сокращений, которую можно узнать из биоданных на смарт-часах подростков, чтобы предсказать главные хиты.
Эти данные усиливают существующие опасения: помимо использования личной информации и данных, это вызывает иную тревогу. Можно ли доверять искусственному интеллекту и не будет ли он манипулировать людьми в конечном итоге? Когда речь идет о наших музыкальных пристрастиях, можем ли мы быть уверены в том, что песня нравится нам сама по себе, а не потому, что алгоритмы уже приучили нас к похожему звучанию, чтобы новое знакомство неизбежно породило симпатию?
Некоторые слушатели считают, что алгоритмическая подборка приводит к тому, что они слушают одно и тоже. В плейлистах есть песни и исполнители, о которых мы никогда не слышали, но все они звучат до жути похоже.
Положительная сторона
Раньше подросток мог даже не заметить, что попал в «колею». Молодые люди слушали одни и те же песни, которые сначала звучали по радио, а затем на музыкальных каналах, и привыкали к творчеству исполнителей из списка популярной музыки. Музыкальный вкус формировался широко распространенным, хотя, возможно, и ограниченным, репертуаром музыкальных впечатлений.
Плейлисты, созданные искусственным интеллектом, нарушили этот процесс, и нельзя сказать, что это однозначно плохо. Молодым людям доступен потрясающий выбор музыки, а влиятельные радиостанции, рейтинги и звукозаписывающие компании не выступают в роли всемогущих диктаторов.
В настоящее время Spotify перечисляет тысячи жанров и каждый год создает новые, чтобы, как объясняет компания, они были более узнаваемыми, выразительными и целостными для слушателей и сообществ.
Это похоже на драгоценный дар, о существовании которого вы бы никогда не узнали, пока не увидели его сами. Сегодня молодые люди могут познакомиться с прекрасной музыкой, с сопутствующими ей культурными традициями, которую они вряд ли открыли бы самостоятельно, будь то индийская поп-музыка, японский рок или афро-джуджу, стиль нигерийской популярной музыки.
Если подростки считают, что плейлисты, составленные под влиянием искусственного интеллекта, скучны, то все равно есть возможность подбирать музыку самостоятельно. То, что алгоритмы и искусственный интеллект могут предлагать песни, не мешает слушателям самостоятельно искать и находить музыку, а также делиться плейлистами с друзьями и родственниками.
Если что-то существует, то это можно найти. И музыкальный мир открыт всегда.
Личность, сообщество и музыка
Вернемся к результатам небольшого исследования в колледже: мы заметили, что вкусы студентов практически ни в чем не сходятся. И вместо того, чтобы слушать только мегазвезд музыкальной индустрии, студенты продемонстрировали открытость самым разным жанрам и поджанрам, которые предложит ИИ.
Когда их попросили назвать самую актуальную песню или произведение, оказалось, что 6% слушали R&B-певицу SZA, 2% — певицу Рене Рапп, 2% — поп-сенсацию Тейлор Свифт и 2% — поп-рокеров The 1975.
Остальные 80 с лишним композиций представляли множество жанров: компьютерная музыка, рок, поп, рэп, кантри, реггетон, музыка из кинофильмов, хэви-метал, инди и латино-американские баллады.
На пороге взрослой жизни значение приобретают два, на первый взгляд, противоположных друг другу процесса: формирование уникальной личности и возможность быть частью общества. Важную роль в этом играют музыкальные предпочтения.
Плейлисты, созданные искусственным интеллектом, могут существенно повлиять на этот переход.
Делают ли алгоритмы процесс самопознания проще, а создания связей с другими — сложнее? Или, наоборот, ИИ предлагает более широкий спектр для самоисследования и общения?
Правда в том, что никто не может сказать наверняка.
Тревога из-за новых технологий стала уже привычной. Например, когда телевидение вышло из моды, вместе с ним исчезло и множество тем для обсуждения и общения. Будут ли 50 миллионов человек снова смотреть финальную серию ситкома, как это было с сериалом «Друзья» в 2004 году?
Если ИИ действительно способствует трансформации опыта подростков в области прослушивания музыки, то плейлисты на основе работы ИИ — это не просто удобный способ найти следующую мелодию для тренировки. Это революция, на которую стоит обратить внимание.
Сообщение Мейнстрим умер: как формируются музыкальные вкусы нового поколения появились сначала на Идеономика – Умные о главном.