Аудитория студентов МВА, жаждущих знаний, разделилась надвое. Мы только что ознакомились с пакетом кейсов, но приняли кардинально разные решения при простом вопросе, предполагавшем только два ответа — да или нет: «Вы бы участвовали в гонках?».
Нас попросили представить себя владельцами компании, занимающейся автогонками. Сначала нам рассказали о вероятности катастрофического отказа двигателя при различных обстоятельствах в день гонки — шансы были высоки. Затем автор поделился информацией о призовых деньгах и спонсорской поддержке, которые мы получим в случае успешного заезда. Действительно, заманчиво, но мой ответ был: «Нет»
Однако класс разделился пополам, и теперь я понимаю, что разногласия свелись к концепции оптимизации. Имея разное мировоззрение и происхождение, каждый из претендентов на получение степени MBA оптимизировал разные вещи. Одни стремились минимизировать риски, другие надеялись увеличить потенциал заработка (все или ничего?).
Конечно, легче принимать решения в отношении гипотетических ситуаций, чем имея дело с реальными деньгами или жизнями. Но моя любовь к искусству оптимизации началась именно в той аудитории. Мне так это понравилось, что я заняла должность менеджера по оптимизации затрат в корпоративном здравоохранении, где каждая моя идея или выдвинутое предложение требуют баланса между множеством различных интересов, заинтересованных сторон и соображений. Излишние траты вредят системе здравоохранения, но каждое действие по контролю над расходами следует тщательно изучать и обосновывать с точки зрения клинической практики, конфиденциальности, соответствия требованиям, рисков, права, операционной и стратегической перспективы. Например, нужно обеспечить пациентов достаточным количеством средств индивидуальной защиты, чтобы сделать процедуры диализа безопасными, не расходуя лишний бюджет (и не увеличивая риск заболевания других пациентов, которых пришлось бы лечить).
Сделать эти решения возможными позволяет понимание того, что именно я оптимизирую. Например, безопасность пациента и клинические результаты важнее затрат.
Возможно, оптимизация не прописана в названии вашей должности, как у меня. Но подходы, которые я использую для принятия решений в рамках профессиональных обязанностей, можно применить к тому, как мы находим удовлетворение — и счастье — в карьере и жизни. Хорошая новость — мы уже постоянно оптимизируем свою жизнь, даже если это происходит неосознанно. Мы постоянно решаем, пойти ли пешком или взять такси, заказать салат или приготовить макароны с сыром, почитать или посмотреть Netflix. Мы постоянно стремимся, чтобы в жизни было больше того, чего мы хотим, и меньше — чего не хотим. Но нам следует стать еще более целеустремленными в этом процессе.
Для использования концепции оптимизации счастья в жизни и на работе полезен четырехступенчатый процесс:
1. Точно определите цель оптимизации
Этот шаг кажется простым, но он самый трудоемкий, потому что требует знаний себя и своих ценностей. Здесь я хочу отметить, что каждому человеку следует пройти курс терапии, но если ресурсы не позволяют, есть бесплатные онлайн-инструменты для определения личных ценностей. Это было одно из первых упражнений в начале моей работы с терапевтом, и после определенной доработки я обнаружила, что мои основные ценности — это семья, юмор, творчество, связь, вклад и обучение. Каждая из них по очереди становится моей путеводной звездой в разные времена года, хотя все постоянно занимают видное место.
Мы постоянно оптимизируемся для разных вещей на разных этапах карьеры. Например, в начале пути я предпочитала должности, позволявшие мне пробовать что-то новое, помогавшие получить широкий спектр знаний и опыт, даже если они были связаны с риском. Все это подчеркивало мою основную ценность — обучение. Я пошла учиться в бизнес-школу и потратила много сил на налаживание связей — это подчеркивает важность взаимодействий на этом этапе жизни. В последних карьерных решениях самым важным было найти такие должности, которые оставляли бы время для близких, позволяли использовать творческие способности, а также менять жизнь других людей. Это означает, что при выборе работы на первом месте находятся основные ценности семьи, творчества и вклада.
Знание ценностей, которые я оптимизирую, помогает оценивать предложения, возможности и проекты — я без сожаления отказываюсь от некоторых, когда чувствую угрозу для основных ценностей.
2. Определите, как вы будете измерять успех
Нам всем нужен барометр, который определит, достигли ли мы задуманного или необходимо скорректировать курс. Например, если моя цель — стать силой добра, то показателями успеха будут улучшение качества обслуживания пациентов, количество пациентов, с которыми я работала, или сэкономленные доллары для дальнейшего реинвестирования в инновации, которые ориентированы на пациентов. Если моя цель — присутствовать в жизни семьи, то измеряется ли это количеством ужинов, или путешествий без ноутбука, или качеством разговоров во время совместных вечеров? Выдающийся бизнесмен и писатель Питер Друкер как-то сказал: «тем, что измеряется, можно управлять» .
Но есть и аргументы, доказывающие, что кое-что важное в жизни невозможно измерить. Возможно, некоторые аспекты существования лучше не связывать с бизнесом. Но как человек, подсознательно отодвинувший на задний план некоторые важнейшие ценности (семью и творчество) ради работы, я советую попробовать разработать систему калибровки и проверять себя, чтобы не сбиться с курса.
3. Используйте приоритеты в качестве ориентира
Как только вы разберетесь, что именно оптимизируете в конкретный момент карьеры и жизни — и успешно ли вы это делаете — приступайте к работе, принимая соответствующие решения. Практика — путь к совершенству. Когда вы обдумываете тип должности, представляете конкретные вакансии, на которые отправите резюме, решаете, в каких компаниях хотите работать, какие виды продвижения или проекты хотите реализовывать, какие границы установите, как будете проводить время вне работы и т.д., всегда вспоминайте о своих ценностях. В управлении проектами часто проводится процесс приема заявок, помогающий определить приоритеты и масштабы запросов. Я бы посоветовала сделать личный процесс таким же систематическим.
Мне нравится рекомендация Джеймса Клира, автора бестселлера New York Times «Атомные привычки. Как приобрести хорошие привычки и избавиться от плохих». Он советует спросить себя: «Как бы поступил (вставьте здесь желаемое качество) человек?» и используйте это как компас. Это даст вам правильное направление, поможет найти золотую середину или, как минимум, меньше мучиться из-за альтернативных издержек, потому что вы их выбрали сознательно.
Например, если я задам себе вопрос: «Как бы поступил человек, ориентированный на семью?», столкнувшись с перспективой работать допоздна, то выбор не будет «или-или». Ответ на этот вопрос не означает, что я откажусь от всех других важных дел, чтобы быть всегда с семьей и только с ней. Напротив, я остаюсь верной своим ценностям и говорю близким о необходимости потратить некоторое время на доработку нескольких ключевых деталей проекта и одновременно подчеркиваю, что мне крайне важно найти время для общения в конце недели. При этом я довожу дело до конца.
4. Продолжайте вносить микроскопические изменения
Даже если мы уверены, что работа или другие обязательства соответствуют нашим основным ценностям, все равно миллион раз в день будет возникать ощущение, что проще послать эту систему к черту. И будут моменты, когда основные ценности противоречат друг другу. Например, иногда мое желание внести вклад в работу мешает быть с семьей. Кажется, что ничего страшного не произойдет, если я поработаю еще часок или отправлю несколько электронных писем, но внезапно я осознаю, что упустила возможность прогуляться вечером с тем, кто мне не безразличен.
Для оптимизации двух основных ценностей одновременно мне пришлось стать гиперсознательной в отношении того, что мне действительно необходимо сделать для развития проекта, а что лишь убаюкивает мою потребность угождать людям и казаться продуктивным. В моем случае это создание подробных планов проекта и выделение конкретного времени для сосредоточенной работы и проверки электронной почты. А проверяя без конца почтовый ящик, я становлюсь менее эффективной, что фактически снижает мой вклад и оставляет меньше времени для семьи.
Термин «баланс между работой и личной жизнью» никогда не вызывал у меня отклика — он кажется упрощенным и ненадежным. Вместо этого мне нравится представлять, что у каждого есть диджейский пульт с сотнями крошечных регулировочных ручек, представляющих дружбу, семью, любовь, работу, здоровье, духовность, веселье и многое другое. Каждую минуту мы крутим эти ручки, внося микроскопические регулировки с учетом мечтаний, динамичных приоритетов и меняющихся обстоятельств.
Многие находятся в режиме выживания с начала пандемии Covid-19. Я сама провела в нем какое-то время. Я знаю, что иметь возможность и время для принятия сознательных решений и использования энергии — это привилегия. Применение мышления оптимизатора помогло мне избавиться от стыда и чувства вины, возникающих в результате сложных компромиссов или ухабов на пути. Я больше не ищу неуловимый баланс между работой и личной жизнью, а стремлюсь настроить все эти крошечные регуляторы на своем пульте, создавая притягательный и приятный трек, который развивается и течет, как жизнь.
Сообщение Диджейский пульт жизни: 4 способа оптимизировать карьеру появились сначала на Идеономика – Умные о главном.