Синхронность и выравнивание: нейробиология теплого общения

Синхронность и выравнивание: нейробиология теплого общения Когда вы в последний раз чувствовали взаимосвязанность с кем-то? Вероятно, это было не так давно. Смех над шуткой коллеги, эмоциональная встреча с другом или просто обмен улыбками с ребенком — такая связь происходит ежедневно. Люди созданы для отношений, начиная с нежных моментов в младенчестве, когда мы ищем утешения у родителей, и заканчивая различными связями, которые
Сообщение Синхронность и выравнивание: нейробиология теплого общения появились сначала на Идеономика – Умные о главном.

Синхронность и выравнивание: нейробиология теплого общения

Когда вы в последний раз чувствовали взаимосвязанность с кем-то? Вероятно, это было не так давно. Смех над шуткой коллеги, эмоциональная встреча с другом или просто обмен улыбками с ребенком — такая связь происходит ежедневно. Люди созданы для отношений, начиная с нежных моментов в младенчестве, когда мы ищем утешения у родителей, и заканчивая различными связями, которые формируют личную и профессиональную жизнь.

Одним из важнейших факторов развития связей является эмпатия: способность понимать и разделять опыт другого человека. Эмпатия создает мост между людьми, который помогает чувствовать себя увиденными, услышанными и глубоко связанными. Она также помогает управлять эмоциями в моменты стресса. Социальные нейробиологи давно изучают механизмы в мозге, которые руководят этим процессом, и степень, в которой их можно наблюдать и измерять, чтобы понять, как наш мозг формирует отношения.

Традиционно исследования мозга основывались на таких методах, как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), которая исследует активность мозга у отдельных людей с помощью больших стационарных аппаратов. Но поскольку в реальных эмпатических взаимодействиях участвуют по крайней мере два человека, социальные нейробиологи искали способы запечатлеть и проанализировать этот динамический обмен. В нашей нейробиологической лаборатории мы изучали эмпатию, как она проявляется в личных встречах. Для этого мы применили технику, называемую гиперсканированием, которая регистрирует активность мозга у нескольких людей одновременно, что позволяет наблюдать, как мозг реагирует на другого в режиме реального времени.

Исследования, проведенные в нашей лаборатории и в других, показали, что в моменты социальной связи, когда участников эксперимента просят сотрудничать, общаться и координировать действия каким-либо образом, их нейронная активность начинает синхронизироваться. Это похоже на то, как если бы части их мозга функционировали как единое целое: мы наблюдаем закономерности, когда колебания нейронной активности у одного человека начинают согласовываться с колебаниями у другого. Это явление, известное как синхронизация, может происходить в соответствующих областях мозга (например, в лобных долях обоих людей), или определенная область мозга у одного человека может синхронизироваться с соответствующей областью у другого.

Феномен синхронизации помогает объяснить чувство связи, «щелчок», который испытывают два человека в моменты глубокого общения друг с другом. Исследования показывают, что межмозговая синхронизация тесно связана с демонстрацией качественной социальной поддержки — например, повышенным вниманием и координацией, успешным предсказанием намерений другого, сотрудничеством и эффективным общением. Изучая тактильную форму социальной поддержки, ученые еще в 2018 году увидели, что, когда один человек держал другого за руку во время болезненного опыта, межмозговая синхронизация пары увеличивалась, создавая общий нейронный ритм. Самое поразительное, что чем сильнее была межмозговая синхронизация, тем большим было облегчение эмоциональной боли, что показывает нейронную основу силы социального соприкосновения.

Конечно, есть много способов, которыми один человек может эмоционально поддержать другого и помимо успокаивающего прикосновения. Люди делают это чаще всего, пожалуй, просто разговаривая и слушая друг друга. Мы хотели узнать больше о роли, которую играет синхронизация мозга в эмпатическом опыте.

Недавно мы разработали новую исследовательскую парадигму под названием «задача эмоционального обмена». Два ранее незнакомых участника сидят лицом к лицу и участвуют в обмене личным, тревожным опытом. Представьте себе, например, двух людей, Дэна и Стива, впервые встретившихся в лаборатории. Они сидят друг против друга, на каждого надет неинвазивный нейровизуализационный шлем, который использует технологию функциональной ближней инфракрасной спектроскопии (fNIRS). Мы подбирали участников по нескольким характеристикам, включая возраст, пол, родной язык и праворукость, поскольку эти факторы могут влиять на активность мозга.

Дэн, недавно переживший болезненный разрыв шестилетних отношений, делится опытом со Стивом в течение пяти минут. Роль Стива — просто слушать, устанавливать связь, задавать вопросы и уделять внимание. Такая установка позволяет нам изучать эмпатию и облегчение стресса не как два отдельных процесса, а как они раскрываются в межмозговой коммуникации. На протяжении всего взаимодействия мы измеряем активность мозга каждого человека, чтобы выяснить, связана ли каким-либо образом степень синхронности между ними с эмпатией, которую испытывает Стив, или эмоциональным облегчением, которое испытывает Дэн.

В недавнем эксперименте с использованием этого метода рассказчики и слушатели, такие как Дэн и Стив, участвовали в беседе, а мы исследовали нейронную активность двух ключевых областей в лобной доле. Известно, что каждая область играет уникальную и взаимодополняющую роль в формировании эмпатических взаимодействий. Первая, дорсолатеральная префронтальная кора (длПФК), является основной областью регуляции эмоций: она модулирует стресс, осуществляет когнитивный контроль и тонко настраивает эмоциональные реакции на сложные ситуации. Независимо от того, подавляете ли вы тревогу или переосмысливаете негативные мысли, длПФК поддерживает вашу способность справляться со стрессом.

Вторая область мозга, которую мы исследовали, — нижняя лобная извилина. Она служит социальным синхронизатором и является частью более крупной «системы наблюдения-исполнения», системы мозга, которая обеспечивает автоматическую активацию ментальных представлений, когда человек наблюдает за действием другого, что приводит к зеркальному ответу. Система наблюдения-исполнения — это то, что позволяет людям кивать в унисон во время разговора, инстинктивно подстраиваться под тон друг друга или настраивать общий ритм в социальных взаимодействиях.

Рассматривая модели мозговой активности при эмпатичных взаимодействиях, мы обнаружили доказательства межмозговой синхронности в этих двух зонах мозга. Важно, что мы также установили, что более высокая степень межмозговой синхронности в этих зонах была связана с большим облегчением для человека, который делился тем, что он пережил (судя по самооценке уровня грусти). Другими словами, чем больше совпадала мозговая активность двух участников, тем большее эмоциональное облегчение возникало в результате обмена. Это объясняет межмозговую синхронность как вероятный механизм, стоящий за эмоциональной связанностью и поддержкой, которую люди чувствуют, когда открываются друг другу.

Почему синхронизация мозга может быть полезна для облегчения чьего-то страдания? Вот как это работает. Представьте себе разговор Дэна и Стива: Дэн начинает говорить о романтическом расставании и боли, которую оно ему причинило. Стив внимательно смотрит и слушает, отражая часть очевидной грусти Дэна эмоциями на лице. Дэн отвечает на это внимание и интерес, поддерживая зрительный контакт со Стивом. На поверхности они бессознательно начинают отражать действия друг друга, будь то путем сопоставления поз или сигналов лица, или согласования ритмов речи. А глубинно их мозговая активность синхронизируется. Эта внутренняя синхронность может способствовать дальнейшему внешнему отражению и координации, а также усилению чувства связанности.

Нижняя лобная извилина позволяет зеркально отображать действия и намерения. Поскольку эта зона мозга у обоих людей начинает активироваться одинаково (т. е. синхронизироваться), Дэн и Стив могут все больше отражать друг друга, что потенциально приводит к общему опыту единства, где существует размытость в различии между «я» и «другой». Это поможет Дэну чувствовать себя менее одиноким, делая его эмоции более управляемыми. Дэн также испытает облегчение стресса посредством активации связанных с вознаграждением процессов в мозге. Выравнивание, как видно по подражанию, может вызывать положительный аффект.

Выравнивание активности в дорсолатеральной префронтальной коре, области, которая является ключевой для регуляции эмоций, также может способствовать снижению стресса, поддерживая совместную регуляцию эмоций. Как эмпатический слушатель, Стив подстраивает ответы так, чтобы они соответствовали эмоциональному состоянию Дэна. При этом он может попытаться управлять эмоциями Дэна, в то время как Дэн одновременно делает то же самое для себя и для Стива. По сути, оба совместно регулируют эмоции друг друга. По мере того как их мозги синхронизируются, способность Стива предлагать поддержку, например, слова сочувствия или советы, вероятно, улучшится, что приведет к более эффективной и действенной регуляции эмоций.

Вспомните об этих особенностях, когда почувствуете глубокую связь с другом во время эмоционально открытого общения, или когда друг обращается к вам за поддержкой. Вероятно, это больше, чем просто «химия»: вы свидетель синхронизации мозга в реальном времени, скрытого биологического ритма, который лежит в основе эмпатии, связи и эмоционального понимания. То, что мы знаем о межмозговой синхронности, является напоминанием о том, что наиболее значимые взаимодействия не просто происходят снаружи, но и разделяются на глубоком уровне. Наш мозг создан не только для того, чтобы думать, но и для того, чтобы создавать связи.

Сообщение Синхронность и выравнивание: нейробиология теплого общения появились сначала на Идеономика – Умные о главном.