Профессия будущего, возможно, уже уходит в прошлое. Годами молодых людей, ищущих прибыльную работу, призывали полностью посвятить себя компьютерным наукам. С 2005 по 2023 год число специалистов по компьютерным наукам в одних только Соединенных Штатах выросло в четыре раза.
Однако последняя статистика удивляет. Согласно интервью с профессорами и руководителями кафедр, в этом году набор вырос всего на 0,2% по стране, а на многих программах он, похоже, уже снижается. В Стэнфорде, который считается одним из лучших специализированных учебных заведений, количество студентов, специализирующихся на компьютерных науках, снизилось после многих лет стремительного роста. Шимон Русинкевич, заведующий кафедрой компьютерных наук Принстона, утверждает, что, если текущие тенденции сохранятся, число выпускников-компьютерщиков в Принстоне через два года будет на 25% меньше, чем сегодня. Количество студентов Университета Дьюка, зачисленных на вступительные курсы по соответствующим специальностям, сократилось примерно на 20% за последний год.
Но если спад и удивителен, то его причина довольно проста: молодые люди знают о мрачных перспективах работы для начинающих программистов. В последние годы технологическую индустрию сотрясали увольнения и приостановка найма. Главным виновником являются сами технологии. Как автор компьютерного кода искусственный интеллект оказался ценнее, чем как автор обычных текстов. Это означает, что он идеально подходит для замены тех людей, которые его создали. Недавнее исследование центра Pew показало: опрошенные считают, что инженеры-программисты больше всего пострадают от генеративного ИИ. Многие молодые люди не хотят проверять это на собственном опыте.
«Это ошеломляет, — говорит Молли Киндер, научный сотрудник Института Брукингса, изучающая влияние ИИ на экономику. — Недавно эта сфера считалась работой будущего. Чтобы оставаться впереди технологий, нужно было пойти в колледж и получить навыки программирования». Но дни «учитесь коду», возможно, подходят к концу. Если верить цифрам, мы прошли пик популярности техноспециальностей.
Крис Гропп, аспирант Университета Теннесси в Ноксвилле, потратил восемь месяцев на поиски работы. Он получил тройную специализацию по информатике, математике и вычислительной науке в Технологическом институте Роуз-Халман и получил степень доктора наук по информатике. Он предпочел бы работать вместо того, чтобы заканчивать обучение, но обнаружил, что найти работу практически невозможно. Он знает только двух человек, которые недавно справились с этим. Один отправил персонализированные сопроводительные письма на 40 различных должностей и ходил на собеседования в компаниях. Другой подал 600 заявок. «Мы находимся в процессе революции ИИ, и я специалист по тому виду ИИ, с помощью которого мы делаем революцию, но я не могу ничего найти, — говорит Гропп. — Месяц или два назад я задумался: может, мне просто сделать перерыв в этом деле, которому я учился большую часть жизни, и пойти учиться на электрика?»
Гропп столкнулся со сложностями на рынке труда для недавних выпускников колледжей в целом и в технологическом секторе в частности. Хотя занятость для людей в возрасте от 22 до 27 лет в других областях немного выросла за последние три года, занятость в сфере компьютерных наук и вычислений этой возрастной группы упала на 8%. Не так давно выпускники лучших программ по компьютерным наукам, таких как в Стэнфорде, Калифорнийском университете в Беркли и Карнеги-Меллоне, отбивались бы от рекрутеров из Google и Amazon. Теперь, как утверждают профессора этих заведений, выпускникам приходится прилагать гораздо больше усилий, чтобы найти работу. Отец Гроппа, Уильям Гропп, руководит Национальным центром компьютерных вычислений в Иллинойском университете в Урбане-Шампейне. «Я могу подтвердить, как отец обладателя степени магистра компьютерных наук со специализацией в машинном обучении, который все еще ищет работу, что отрасль уже не та, что раньше», — говорит он.
По иронии судьбы, такие кандидаты, как Гропп, могут не получить работу, связанную с ИИ, потому что сам ИИ отбирает рабочие места. «Мы знаем, что ИИ влияет на рабочие места, — утверждает Русинкевич из Принстона. — Он позволяет работать более эффективно, и поэтому, возможно, компании считают, что им легче будет сотрудничать с меньшим количеством персонала».
Лучшим доказательством того, что искусственный интеллект замещает людей, является тот факт, что отрасль, которая наиболее полно интегрировала ИИ, переживает такой необычайно высокий уровень безработицы. Лидеры технологических компаний публично заявили, что им больше не нужно столько начинающих специалистов, как раньше. Руководители Alphabet и Microsoft говорят, что ИИ пишет или помогает писать более 25% их кода. (Microsoft недавно уволила 6000 сотрудников.) Директор по продуктам Anthropic сказал в интервью The New York Times, что старшие инженеры отдают работу чат-боту вместо сотрудника-человека. Генеральный директор компании предупредил, что ИИ может заменить половину всех начинающих сотрудников в течение следующих пяти лет. Киндер, стипендиат Брукингского института, выражает беспокойство тем, что компании вскоре просто устранят всю нижнюю ступеньку карьерной лестницы. Бедственное положение выпускников технических вузов, считает она, может стать предупреждением для всех.
Не все считают, что причина перемен на рынке труда кроется в искусственном интеллекте. Технологическая отрасль часто переживает взлеты и падения. Крупнейшие компании резко выросли в размерах, когда экономика была на подъеме. Теперь, с высокими процентными ставками и новыми пошлинами, руководители, вероятно, воздерживаются от расширения штата, а работники неохотно увольняются с работы, считает Зак Мейбл, директор по исследованиям в Центре образования и рабочей силы Джорджтаунского университета. У компаний есть стимул винить в увольнениях ИИ, а не собственные инициативы, считает Дэвид Деминг, профессор экономики в Гарварде. «Прежде чем мы увидим большие изменения от ИИ на рынке труда, компании должны освоиться в новой реальности. И я довольно редко наблюдаю, что кто-то успешно с этим справился, — считает он. — Возможно, все дело в ИИ, но мы просто не знаем наверняка».
Набор на специальность «компьютерные науки» исторически колебался в зависимости от рынка труда. Когда рабочих мест не хватало, люди начинали изучать что-то другое. Предыдущие спады всегда возвращались к более высокому уровню набора, чем он был изначально. (А некоторые университеты, такие как Чикагский, до сих пор не зафиксировали снижения поступающих). Сэм Мэдден, профессор компьютерных наук в Массачусетском технологическом институте, считает, что даже если компании используют генеративный ИИ, это, скорее всего, увеличит спрос на инженеров-программистов, а не уменьшит.
Независимо от того, предвещают ли последние несколько лет временное затишье или резкую перестройку карьеры, экономисты предлагают студентам колледжей один и тот же ответ: специализироваться на предмете, который предлагает устойчивые, но гибкие навыки. Хотите верьте, хотите нет, но это могут быть гуманитарные науки. Исследования Деминга показывают, что люди, специализирующиеся на истории и социальных науках, в конечном итоге зарабатывают больше коллег-инженеров, поскольку развивают гибкие навыки, которые ищут работодатели. «На самом деле довольно рискованно изучать узкую специальность или определенный навык, потому что вы не знаете, что вас ждет в будущем, — утверждает Деминг. — Вам нужно попытаться подумать о приобретении набора навыков, который будет соответствовать требованиям будущего и прослужит вам 45 лет трудовой жизни».
Конечно, столкнувшись с огромной неопределенностью, многие молодые люди выбирают противоположный подход и стремятся к чему-то, что даст верный путь к немедленному трудоустройству. Вопрос дня в том, сколько из этих путей вскоре перекроет ИИ.
Сообщение Пойти в электрики: как профессии будущего уходят в прошлое появились сначала на Идеономика – Умные о главном.