Ученые из МГУ выявили связь между избыточным контролем родителей в детстве и сниженной мотивацией студентов к обучению в университете. Психологи провели опрос среди почти 300 студентов и установили, что те, кто вспоминал поведение родителей как чрезмерно контролирующее, в студенческие годы проявляли меньший интерес к учебе.
Такие студенты чаще демонстрировали признаки демотивации и показывали более низкие академические результаты по сравнению с теми, кто не сталкивался с избыточным давлением в семье. Результаты опроса показали, что психологический климат в детстве может оказать заметное влияние на отношение к обучению во взрослом возрасте.
Особое внимание исследователи уделили различию между разумным контролем как способом организации детской деятельности и психологическим давлением, при котором родители используют чувство вины, страх наказания или манипуляции для достижения послушания. По мнению ученых, именно такие методы воспитания оказываются вредными для дальнейшей учебной мотивации.