Сегодня можно найти немало книг, которые рассказывают о формулах успеха легендарного инфестора Уоррена Баффетта. Однако в сфере инвестирования лучше всего учиться на чужих ошибках, уверен Баладжи Касал, автор книги «Ошибки разумного инвестора», в которой собраны самые знаковые промахи Баффетта.
Berkshire Hathaway Inc. 1965 год
Berkshire и Hathaway, две старейшие текстильные компании США, объединились в 1955 году. Это объединение было единственным сохранившимся текстильным производством в Новой Англии, в него входило 15 фабрик с совокупным доходом более $120 млн. К 1962 году у Berkshire Hathaway Inc. осталось лишь семь фабрик, а сама компания стала убыточной. На фондовом рынке за акцию компании давали всего $7,50, в то время как оборотный капитал составлял $10,25 на акцию, а балансовая стоимость — $20,20.
Баффетт знал о компании еще со времен работы в Graham-Newman Corp., соучредителем которой был Бенджамин Грэм. В 1962 году Баффетт управлял средствами группы своих знакомых. Его фирма Buffett Partnership Ltd.(BPL) показывала более высокую доходность, чем индекс Dow Jones Industrial Average, а также многие ведущие инвестиционные компании того времени.
Исходя из рыночной цены Berkshire, Баффетт счел компанию подходящей для инвестиционной игры и начал приобретать ее акции по $7,50 в декабре 1962 года. Эта покупка проходила у него по категории «Частный собственник», куда обычно попадали недооцененные акции.
Главное, что привлекло Баффетта в Berkshire (в полном соответствии со стоимостным подходом Бенджамина Грэма), была ее низкая цена. Компания продавалась по цене значительно ниже оборотного капитала, хотя и показывала существенный чистый убыток в последние 10 лет. На рынке существовали ожидания, что Berkshire может выкупить акции в будущем. Баффетт рассчитывал, что сможет продать акции при обратном выкупе по более высокой цене и получить хорошую прибыль. Таким образом, инвестиционная цель была ясна: купить дешево и продать дороже при первой возможности.
В то время за управление Berkshire отвечал ее президент Сибери Стэнтон. В 1964 году, как и ожидалось, учредители компании планировали выкупить акции. Поскольку BPL держала большой пакет акций, Стэнтон поинтересовался у Баффетта, по какой цене тот мог бы их продать. По оценкам Баффетта, справедливая цена составляла $11,50 за акцию. Мистер Стэнтон согласился с этим.
Однако в письме с предложением от 6 мая 1964 года была указана цена выкупа $11,375 за акцию, то есть на одну восьмую доллара меньше. Баффетт почувствовал себя обманутым и пришел в ярость. Он поддался эмоциям и вместо продажи акций начал скупать их.
Одной из причин необычного поведения Баффетта могла быть смерть его отца Говарда Баффетта, который ушел из жизни за шесть дней до предложения о выкупе, 30 апреля 1964 года. Баффетт очень чтил его и был с ним близок. По всей видимости, он впал в депрессию и оказался не в состоянии принимать рациональные решения.
К апрелю 1965 года Баффетт и BPL стали основными акционерами Berkshire. Доля партнеров BPL превысила 38%, и на нее приходилось более 25% общего капитала товарищества. До этого момента Баффетт не показывал принадлежавшие ему акции и держал их на брокерских счетах.
В начале мая 1965 года во время заседания совета директоров BPL официально взяла контроль над Berkshire. Стэнтон вышел из состава совета директоров. Баффетт был назначен председателем и с тех пор руководит бизнесом Berkshire. Когда BPL получила контроль над компанией, у Berkshire оставалось всего две фабрики и 2300 сотрудников.
Баффетт понимал, что текстильный бизнес не может быть прибыльным, но чувствовал себя уверенно, владея фабриками. Он делал ставку на недавно назначенного президентом Кеннета Чейса и команду продавцов в Berkshire.
Кроме того, как объяснил Баффетт в письме партнерам BPL, отсутствие профсоюзов на предприятиях могло дать значительное конкурентное преимущество.
Чейс отвечал за производственную деятельность Berkshire, а Баффетт — за распределение капитала. Он попросил Чейса вести операции с привлечением нового капитала и ежемесячно отправлять ему финансовые отчеты в Омаху. В течение следующих двух лет текстильное производство стало прибыльным. В 1967 году Баффетт объявил о выплате первого за всю историю Berkshire дивиденда в размере 10 центов на акцию.
Однако вскоре текстильный бизнес вновь столкнулся с трудностями. Оборотный капитал и трудоемкие процессы требовали все больше вложений, а высокие расходы на электроэнергию усложняли ситуацию. Конкуренция на мировом рынке текстиля еще больше обостряла положение.
В течение следующих 20 лет текстильное производство либо почти не приносило прибыль, либо было убыточным. Это был классический сценарий «шаг вперед, два шага назад».
В 1969 году Баффетт распустил партнерство и стал полноправным председателем совета директоров Berkshire Hathaway Inc. Позже в отчете за 1983 год он признался: «Балансовая стоимость включает в себя текстильные активы, доходность которых в среднем не может даже приблизиться к приемлемому уровню. Если обратиться к нашей аналогии, то инвестиции в текстильные активы сродни вложениям в почти бесполезное образование».
Баффетт называет одну причину, по которой сохранял текстильное подразделение на протяжении 20 лет: люди, занятые в производстве. Попытки продать его другим компаниям не увенчались успехом. Наконец, спустя 20 лет после приобретения Berkshire Hathaway он решил закрыть текстильное подразделение в июле 1985 года.
Положительным моментом этого эпизода было то, что Баффетт строго контролировал распределение капитала в текстильном бизнесе, что помогало ограничить утечку капитала, а избыточные средства использовались для приобретения других компаний. Таким образом, влияние текстильного бизнеса на Berkshire со временем уменьшалось.
Баффетт начал диверсификацию еще в 1966 году. Он и его друзья Чарли Мангер и Дэвид Готтесман купили универмаг Hochschild Kohn в Балтиморе, штат Мэриленд. Однако со временем компания исчезла.
В 1967 году, когда Berkshire была прибыльной и генерировала денежные средства, Баффетт приобрел страховую компанию National Indemnity. Это была колоссальная ошибка, о которой мы поговорим далее. Однако благодаря этому Berkshire смогла войти в сферу страхования. Впоследствии денежные поступления от страхового подразделения стали основной движущей силой для покупки других активов.
В этот период Баффетт и Мангер управляли тремя отдельными компаниями. Они, как мажоритарные акционеры, решили объединить их: Diversified Retailing, Blue Chip Stamps и Berkshire. В результате появилась компания Berkshire Hathaway Inc. в ее нынешнем виде. По совету Мангера Баффетт стал уделять больше внимания покупке привлекательных компаний, обеспечивающих рост Berkshire.
Слова самого Баффетта (отчет 1985 года):
«Когда команда с блестящей репутацией берется за управление компанией с плохой экономической репутацией, верх берет репутация компании… Если вы оказались в постоянно текущей лодке, затраты сил на замену судна, скорее всего, будут более продуктивными, чем попытки устранить течь».
Уроки и выводы
1. Инвестору необходимо хорошо знать дело, чтобы быть рациональным. Важны факты, а не эмоции. Рынку нет дела до ваших чувств.
2. Ключ к инвестированию — понимание, почему что-то «дешево». Действительно ли это возможность для долгосрочного вложения?
3. Инвестированию в дешевые акции присуща классическая проблема. Приверженец такого метода смотрит только на разрыв между рыночной ценой и внутренней стоимостью, упуская из виду общую картину. Это недальновидный подход, который может сработать при игре на бирже, но не подходит для долгосрочного
инвестора или для покупки бизнеса. Для долгосрочных успехов необходимо знать экономические характеристики бизнеса.
4. Инвесторам необходимо сохранять гибкость и понимать границы своей компетенции. Они должны как можно быстрее фиксировать убытки или неудачные инвестиции. Это не только высвобождает капитал, но и позволяет сосредоточиться на других, более выгодных инвестиционных возможностях. За 20 лет Баффетт понял, что текстильный бизнес не принесет высокой доходности. Однако он откладывал решение о ликвидации, надеясь все же получить прибыль.
5. Если инвестиционный подход провалился, необходимо пересмотреть сценарии и запланировать продажу как можно скорее, чтобы высвободить ресурсы.
Waumbec Textile Company. 1975 год
В апреле 1975 года Berkshire приобрела убыточные компании Waumbec Mills Inc. и Waumbec Dyeing & Finishing Co.Inc., расположенные в Манчестере, штат Нью-Гэмпшир. Эти компании занимались производством, дистрибуцией и продажей готовой ткани. Сделка предполагала покупку этих предприятий за $1,6 млн. Кроме того, Berkshire обязалась выплачивать 8% годовых по непогашенному кредиту в размере $1,15 млн.
Баффетт приобрел Waumbec по «выгодной цене». Его привлекли размеры ее активов, соответствие своему бизнесу и налоговые вычеты по прошлым убыткам. К тому же ожидалось, что это повысит эффективность Berkshire в Манчестере за счет использования мощностей Waumbec в ткацком и отделочном производствах. У Waumbec же появится возможность продвигать свою продукцию в тех областях, где Berkshire имела прочные позиции. И наконец, драпировочные ткани Waumbec дополняли ассортимент продукции Berkshire и могли продаваться через принадлежащее Berkshire подразделение Home Fabrics Division.
Однако текстильное подразделение продолжало снижать показатели Berkshire. Так продолжалось в течение 10 лет, пока в 1985 году предприятие не закрылось. Баффетт наконец признал низкую доходность текстильного бизнеса. Помимо прочего, многие акционеры Berkshire сомневались в целесообразности сохранения текстильного подразделения.
Слова самого Баффетта (отчет 2014 года):
«Тем не менее — сюрприз, сюрприз — Waumbec оказалась катастрофой, и через несколько лет фабрику пришлось закрыть».
«Время — друг прекрасного бизнеса и враг посредственного».
Уроки и выводы
1. У производителей товаров стратегии объединения и синергии терпят провал чаще, чем в среднем у компаний в других сферах. Здесь 1 + 1 меньше 2.
2. Инвестирование в компании с недооцененными активами — это стратегия. Однако при долгосрочном инвестировании таких компаний следует избегать по трем причинам. Во-первых, они поглощают капитал. Во-вторых, время, когда будет получена прибыль, неизвестно.
В-третьих, владение ими отвлекает инвестора и мешает ему воспользоваться другими, более перспективными возможностями.
3. Всегда разумнее исправить ошибку как можно раньше, а не надеяться на лучшие времена.
Подробнее о книге «Ошибки разумного инвестора» читайте в базе «Идеономики».
Сообщение Ошибка Баффетта: рынку нет дела до ваших чувств появились сначала на Идеономика – Умные о главном.