Низкооплачиваемые герои: как опасный стереотип вредит героическим профессиям

Низкооплачиваемые герои: как опасный стереотип вредит героическим профессиям Мало кто может отрицать, что некоторые профессии заслуживают особого почета. Военные, пожарные, медицинские работники и учителя обеспечивают безопасность, спасают жизни и воспитывают будущие поколения. Неудивительно, что мы называем их героями — это слово говорит о силе и самоотверженности, которые проявляются в повседневных обязанностях этих людей. Конечно, такие теплые чувства и бережное отношение очень важны, однако
Сообщение Низкооплачиваемые герои: как опасный стереотип вредит героическим профессиям появились сначала на Идеономика – Умные о главном.

Низкооплачиваемые герои: как опасный стереотип вредит героическим профессиям

Мало кто может отрицать, что некоторые профессии заслуживают особого почета. Военные, пожарные, медицинские работники и учителя обеспечивают безопасность, спасают жизни и воспитывают будущие поколения. Неудивительно, что мы называем их героями — это слово говорит о силе и самоотверженности, которые проявляются в повседневных обязанностях этих людей.

Конечно, такие теплые чувства и бережное отношение очень важны, однако последние исследования показывают, что ярлык героя также вызывает вредные предубеждения относительно личных потребностей и амбиций этих работников. Например, люди полагают, что героев просто не волнуют такие вещи, как справедливое вознаграждение за работу. «Это явное заблуждение в умозаключениях и логике», — объясняет Мэтью Стэнли, научный сотрудник Школы Бизнеса Дьюкского Университета.

Последствия для профессиональной сферы весьма серьезны. Исследование Стэнли показывает, что «героизация» может привести к снижению оплаты труда, а также заставляет других закрывать глаза на меры, которые приводят к ухудшению условий труда для этих профессий. «Нас гораздо меньше заботят проблемы скверных условий работы, — говорит Стэнли, — если люди, которых эксплуатируют, являются героями».

Палка о двух концах

Ученого заинтересовал опыт медицинских работников на ранних стадиях пандемии. Многие люди из его окружения (в том числе и его жена) с трудом справлялись с нагрузкой и чувствовали, что им не оказывают необходимой поддержки. «Политики навешивали на них ярлык героев в качестве похвалы и благодарности, но это казалось пустым звуком», — вспоминает он.

Будучи психологом, Стэнли начал задумываться о том, что сама идея самоотверженного героя приводит к тому, что потребности людей определенных профессий старательно игнорируются обществом. Если все так, то это должно влиять на условия во многих профессиях, помимо медицины. В сотрудничестве с Аароном Кэйем, профессором Школы бизнеса Фукуа, он провел серию исследований, чтобы выяснить, как люди относятся к «героическим» профессиям.

В одном исследовании было показано, что чем больше участники считали педагогов альтруистами, тем меньше они были против мер регулирования, урезавших зарплату учителей.

В ходе двух первых опросов Стэнли и Кей подтвердили, что люди считают бывших военных гораздо более героическими, чем среднестатистические граждане, и что это связано с восприятием самоотверженности и самопожертвования.

«Люди думают о них в невероятно позитивном ключе: они хотят видеть их в качестве друзей, сослуживцев и соседей, — говорит Стэнли. — Они — квинтэссенция героев».

Далее психологи изучили мнение людей о том, какую работу следует искать военным после увольнения из армии. В различных анкетах участники предполагали, что ветеранам больше подойдет работа, связанная с обслуживанием других людей, например, сборщик средств, парамедик или помощник по дому, чем более высокооплачиваемые должности, которые ассоциируются с большей собственной выгодой, например, банкир или страховой агент.

Стенли и Кей увидели похожую тенденцию, когда участников попросили оценить, насколько хорошо бывшие военные впишутся в конкретные организации. Конечно, испытуемые предположили, что военный лучше подойдет для работы в Habitat for Humanity (благотворительной организации, помогающей строить дома для малообеспеченных семей), чем в транснациональном инвестиционном банке Goldman Sachs. Очень важно, что усиление стереотипа героя увеличивает силу эффекта. Например, когда участники видели логотип с надписью «Нанимайте наших героев» рядом с анкетами, они с еще большей вероятностью одобряли благотворительную деятельность в качестве подходящего занятия для ветеранов.

Конечно, некоторые бывшие военные могут искренне предпочесть работу, связанную со служением другим и более низкой оплатой, но вкусы людей будут сильно различаться. Стэнли полагает, что эти базовые предположения могут несправедливо «подталкивать» людей к тем профессиям, которые соответствуют стереотипу самоотверженности. Легко представить, как стереотип героя может повлиять, например, на советы по карьере, которые они получают, или на решения работодателей по подбору персонала, так что у них будет больше шансов попасть именно в эти профессии, а не в другие отрасли.

Дорога к эксплуатации

Во второй работе Стэнли и Кей рассмотрели, как героизация может способствовать эксплуатации на рабочем месте в самых разных областях, таких как преподавание, медсестринское дело, социальная работа и полиция.

Сначала участников попросили оценить, является ли типичный работник каждой профессии героем, по шкале от одного (определенно нет) до семи (определенно да). Затем они должны были определить, насколько вероятно, что этот человек добровольно согласится поработать лишний день без какого-либо вознаграждения. Как и ожидалось, ответы на оба вопроса были взаимосвязаны. Когда участники считали работу героической, они в гораздо большей степени были уверены, что работники пожертвуют своим выходным днем бесплатно.

Последние эксперименты исследователей изучали противодействие участников политике, которая ущемляет права трудящихся. Например, уменьшит или увеличит ли ярлык героя возмущение людей при известии о сокращении зарплаты учителей? Чтобы выяснить это, психологи предоставили участникам текст с подробным описанием политики сокращения школьных бюджетов, а затем попросили их заявить о своем отношении по шкале от одного (категорически против) до семи (категорически за). В одних случаях текст сопровождался мультяшным изображением учителей, одетых в костюмы супергероев, в других — нет.

Можно предположить, что естественное уважение, которое мы испытываем к героям, заставит людей больше возмущаться сокращением зарплаты. Однако этого не произошло. По всей видимости, благодаря ассоциациям с бескорыстным альтруизмом, участники эксперимента, увидев фотографию учителей в плащах, больше соглашались с такой политикой. «В этом есть горькая ирония, — считает Стэнли. — Из-за нашего почитания мы более терпимы к тому, что с ними плохо обращаются».

Пустые слова

Выводы Стэнли совпадают с мнением Ники Кредланд, преподавателя сестринского дела в реанимации и интенсивной терапии в Университете Халла в Великобритании. Она утверждает, что образ героя подрывает признание мастерства и образования ее коллег. «Он предполагает, что мы делаем свою работу, потому что у нас есть призвание и врожденное желание помогать людям. Но профессия медсестры не хуже, чем другие, — говорит она. — И это негативно сказывается, когда мы хотим, чтобы нам присвоили соответствующее звание за те навыки и опыт, которыми мы обладаем».

Новая работа получила высокую оценку и от других психологов. Сапна Чериан, профессор Вашингтонского университета в Сиэтле, говорит, что полученные результаты хорошо согласуются с научной литературой о «позитивных стереотипах». Она сравнивает его с идеей о «бедных, но счастливых»: представлением о том, что люди с более низкими доходами живут проще и счастливее. Этот стереотип заставляет людей меньше беспокоиться о причинах неравенства. «Мы наделяем людей определенными позитивными чертами, а затем обесцениваем их», — считает она.

Надав Кляйн, профессор организационного поведения в Европейском институте делового администрирования Фонтенбло утверждает, что нам потребуются дополнительные исследования, чтобы доказать, как героизация влияет на поведение в реальном мире, хотя он согласен с тем, что это возможно. По его словам, как и другие предубеждения, стереотип о героях возникает из-за склонности делать выводы на основе «скелетного представления о других». «Люди могут делать ошибочные предположения на основе крошечных кусочков информации» — считает Кляйн. Такие умозаключения широко распространены в человеческих рассуждениях и принятии решений. Их бывает очень трудно исправить.

Самым очевидным решением может быть отказ от использования ярлыка «герой», но Стэнли считает это невыполнимым. По его словам, это определение настолько широко используется для выражения уважения, что будет трудно убедить людей отказаться от его использования.

Вместо этого он считает, что ответ лежит в более глубоком осознании множества различных причин, по которым человек может выбрать «героическую» профессию, помимо общего желания помогать другим. Например, кто-то может пойти в армию ради специальной подготовки и образования, которые сопутствуют этой работе. Исследование Стэнли показало, что описание этих мотивов удерживает людей от неверных предположений относительно выбора профессии. «Нужно рассказывать общественности о том, чего на самом деле хотят эти люди, чтобы они меньше полагались на карикатуры и стереотипы», — говорит он.

В конце концов, все мы — многогранные личности со множеством противоречивых потребностей и амбиций, и признание этого факта не должно подрывать уважение и восхищение людьми, которые обеспечивают безопасность, защиту и здоровье общества.

Сообщение Низкооплачиваемые герои: как опасный стереотип вредит героическим профессиям появились сначала на Идеономика – Умные о главном.