Тайны внимания: почему не стоит искать вилки в холодильнике

Опыт из прошлого влияет не только на поступки и характер, но и на то, как мы видим. Автор книги «Фокусы внимания» Стефан ван дер Стихель рассказывает о том, почему даже в ситуациях, когда внимание обострено, можно упустить из виду важные детали. Маленькая деревушка в Нидерландах. Тихое утро среди недели. По главной дороге едет автомобиль. Водитель включает […] …

Опыт из прошлого влияет не только на поступки и характер, но и на то, как мы видим. Автор книги «Фокусы внимания» Стефан ван дер Стихель рассказывает о том, почему даже в ситуациях, когда внимание обострено, можно упустить из виду важные детали.

Маленькая деревушка в Нидерландах. Тихое утро среди недели. По главной дороге едет автомобиль. Водитель включает левый поворотник, планируя повернуть на боковую улицу. Он притормаживает, проверяя, нет ли встречных машин. Убедившись, что дорога пуста, водитель жмет на газ и поворачивает. И тут раздается внезапный удар — в машину врезался мопед.

К счастью, человек, ехавший на мопеде, не получил серьезных травм, но обратился в суд. Судья признал водителя виновным в неосторожном вождении. Смотри он внимательнее, наверняка увидел бы мопед и аварии бы не произошло. Водитель не согласен: он смотрел очень внимательно, но никого не видел. По его мнению, тот факт, что он притормозил перед поворотом, доказывает, что машину он вел осторожно. Пострадавший на мопеде также подтвердил, что автомобиль останавливался перед поворотом.

Но почему же водитель машины не заметил мопед и  действительно ли он должен взять вину на себя? Все происходило днем; водитель никуда не спешил, ранее на его счету не было ни одной аварии. Давайте проанализируем ситуацию. Мопед двигался по дороге со скоростью 45 километров в час в полном соответствии с принятыми в Нидерландах правилами дорожного движения, которые гласят, что в населенном пункте мопед должен двигаться по автодороге, а не по велосипедной дорожке.

Если мы более внимательно посмотрим на обстоятельства происшествия, то увидим, что дорога была не такая, какие обычно встречаются в населенных пунктах. Велосипедные дорожки отделены от трассы узкой полосой травы и деревьев. Автодорога больше похожа на проселочную, и вокруг нет никаких домов. Непохоже, что вы едете по городу. Это совсем не та дорога, на которой вы ожидаете встретить ограничение в 50 километров в час, а тем более мопед, так как обычно они ездят по велосипедным дорожкам. Возможно, водитель автомобиля действительно убедился, что на дороге нет встречного транспорта, но он просто не ожидал, что встречным транспортом может быть мопед. Его целевым объектом были более крупные транспортные средства: автомобили или автобусы. Он мог просмотреть мопед просто потому, что тот не соответствовал критериям поиска.

Ожидания имеют решающее значение, когда речь идет о том, заметим мы объект или нет. Участники дорожного движения не замечают транспорт, не соответствующий их ожиданиям. Эксперименты показали, что участники движения могут не заметить даже четко видимую полицейскую машину, если она припаркована в неожиданном месте, например на обочине. То же самое относится к ситуации, когда при наличии велосипедной дорожки на трассу выезжает заметный велосипедист. Велика вероятность, что водитель не заметит его.

Наш визуальный мир полон различных закономерностей, и, анализируя пространство, мы постоянно их используем: ножи лежат в выдвижном ящике стола, и мы будем искать их именно там, а не в холодильнике. По этой причине знак, установленный слева от дороги (в странах с правосторонним движением) менее эффективен, чем знак на правой стороне. Контекст помогает нам понять этот сложный визуальный мир. За рулем у нас есть определенные ожидания, и мы управляем вниманием в соответствии с ними. Ножи лежат в выдвижном ящике стола, а дорожные знаки стоят справа от дороги.

Наши ожидания по поводу местоположения объекта в определенной ситуации базируются на предыдущем, накопленном в течение многих лет опыте. Могут ли они сформироваться в более короткий срок? Чтобы это выяснить, ученые попросили испытуемых найти целевой объект, например букву «Т», среди отвлекающих вариантов. На каждом поисковом экране демонстрировалось несколько предметов, расположенных в определенном порядке.

Эксперимент показал, что в момент принятия решения о направлении внимания люди опираются на свой предыдущий опыт. Испытуемые быстрее реагировали на целевой объект, когда он появлялся на повторяющемся экране, а не на новом. Этот эффект известен как «контекстуальное наведение на цель»: контекст определяет, куда направляется внимание. Отслеживание движений глаз показало, что взгляд мгновенно перемещается в точку, где испытуемый ожидает увидеть целевой объект. Испытуемые обычно этого не осознают. После эксперимента большинство из них не смогли сказать, какие экраны повторялись, а какие нет. Таким образом, несмотря на то что внимание управляется ожиданиями, у нас нет осознанного доступа к этим знаниям. Если вы часто забываете ежедневник на столе в одном и том же месте, то легко его там найдете, несмотря на страшный бардак.

Эффект контекста не пропадает после завершения эксперимента. После теста с контекстуальным наведением на цель испытуемых попросили вернуться через неделю и повторить тест, и они снова быстрее находили объект на том экране, который видели раньше. Им удалось вспомнить 60 разных экранов, абсолютно того не осознавая. Значит, эффект не ограничивается несколькими часами, а действует достаточно долго.

Долговременность этого эффекта обнаружилась и в экспериментах, когда испытуемых просили найти ключ на фото сцены из реального мира, например, на фотографии комнаты или горного пейзажа. Результаты основываются на том, что мы способны запоминать детали сотен разных сцен. Маленький ключ продолжал влиять на испытуемых и на следующий день, когда они должны были максимально быстро найти новый объект на другой картинке. Быстрее всего они справлялись с заданием, если целевой объект был расположен в том же месте, что и ключ. А самым неожиданным открытием при проведении эксперимента, пожалуй, была скорость, с которой испытуемые смещали фокус внимания в это место. Сдвиг фокуса был заметен, даже если сцена демонстрировалась очень кратко. Ранее мы говорили о рефлекторном смещении внимания. При демонстрации повторяющихся сцен оно происходит настолько быстро, что становится очень похожим на рефлекс. В подобных ситуациях мы моментально понимаем важность определенного места в сцене, поскольку именно там в прошлый раз находился ключ. На следующий день рефлекторное смещение внимания происходит на основании уже имеющейся информации. Внимание управляется опытом, и часто это происходит абсолютно неосознанно.

Вернемся к ситуации на дорогах. Проектировщики новой трассы обычно стараются учитывать опыт водителей. Хорошо спроектированная дорога вообще не нуждается в знаках, она устроена так, что водители сами понимают, с какой скоростью можно ехать. Чем меньше внимания водитель уделяет знакам, тем лучше фокусируется на дороге. Ханс Мондерман — человек, которому приписывают изобретение современного кругового перекрестка, однажды сказал, что наличие дорожных знаков — признак того, что строители плохо справились со своей задачей. Он говорил, что один из способов заставить водителей сбросить скорость — сделать дорожную ситуацию менее организованной. В Италии полицейские часто ставят свои автомобили прямо посреди оживленного перекрестка. В результате водители становятся внимательнее и снижают скорость. Утверждение, что можно сделать дороги безопаснее, если дорожная ситуация станет более противоречивой, кажется парадоксом, однако необходимо помнить, что проезжая часть без препятствий действительно провоцирует водителей сильнее давить на газ. Согласно принципу shared space, дорожное пространство следует проектировать как «жилую зону»: убирать объекты, связанные с движением (знаки, светофоры и бордюры), и заменять их на скамейки и клумбы.

Благодаря этому участники дорожного движения совместными усилиями начнут регулировать поток, а у водителей возрастет чувство ответственности. Эти идеи уже были воплощены в одном из населенных пунктов Нидерландов, и количество ДТП там действительно снизилось.