Не бейте витрины! 7 ловушек продуктивности

В 1850 году французский экономист Клод-Фредерик Бастиа опубликовал свое знаменитое эссе «Ce qu’on voit et ce qu’on ne voit pas» или «Что видно и чего не видно». В нем он выступает против «плохого экономиста», который видит только первоначальный эффект предпринятых действий, а не их дальнейшие последствия. Бастиа использует пример разбитой витрины. Для ремонта владельцу магазина […] …

В 1850 году французский экономист Клод-Фредерик Бастиа опубликовал свое знаменитое эссе «Ce qu’on voit et ce qu’on ne voit pas» или «Что видно и чего не видно». В нем он выступает против «плохого экономиста», который видит только первоначальный эффект предпринятых действий, а не их дальнейшие последствия.

Бастиа использует пример разбитой витрины. Для ремонта владельцу магазина нужно нанимать стекольщика. Так у стекольщика появляются деньги, и он может использовать их для покупки других вещей. То есть экономика улучшилась, не так ли?

Но потраченные деньги и занятость стекольщика — это лишь видимые аспекты, а есть еще то, чего не видно, а именно — вещи, которые можно было бы купить на эти деньги вместо ремонта. Плохой экономист основывается на видимом и утверждает, что нам нужно разбивать витрины, чтобы стимулировать экономику. Мудрый экономист знает, что испорченные вещи делают жизнь людей хуже.

Вряд ли вас удивит то, что разбивать витрины непродуктивно. Тем не менее, в нашей трудовой жизни многие выступают в роли тех самых плохих экономистов, против которых выступал Бастиа. Мы концентрируемся на том, чтобы быть внешне продуктивными, часто незаметно подрывая невидимую способность выполнять важную работу.

Возьмем человека, который задерживается в офисе каждый вечер, чтобы показать всем, какой он «командный игрок». Из-за этого он меньше спит и становится вялым. Он проводит слишком мало времени с коллегами, которые могли бы порекомендовать его для проектов и повышения. У него никогда нет времени поразмышлять, и поэтому ему в голову не приходят блестящие идеи, которые могли бы подтолкнуть его вперед. Несмотря на тяжелую работу, у него нет никакого прогресса, и он считает, что работает недостаточно усердно.

Сегодня я хотел бы обратиться к теории Бастиа с точки зрения работы. Каковы же невидимые факторы производительности, благодаря которым с виду ленивые люди добиваются результатов?

1. Высыпайтесь по-настоящему

У энтузиастов продуктивности есть фетиш — рано просыпаться. Даже подъем в 7 утра считается недостаточным. Нужно просыпаться в 6, 5 или даже 4:30 утра.

У всех людей разные естественные ритмы сна, и некоторым подходит ранний подъем. Но для многих других это нарушает естественный ритм, и люди просто не высыпаются.

Сон — типичный пример продуктивной деятельности, которая считается ленью. Но сон не просто укрепляет память, активизирует познание и улучшает настроение, его отсутствие губительно. Не получая достаточного количества сна, многие из нас считают, что «адаптировались», но на самом деле когнитивная деятельность продолжает ухудшаться.

Хороший сон помогает лучше работать.

2. Устраивайте долгие прогулки, просто чтобы подумать

Еще одно последствие того, что мы ставим на первый план в работе что-то видимое, — обесценивается время, которое мы тратим на размышления. Так как со стороны непонятно, о чем мы думаем, зачастую людей, смотрящих в космос или «отдыхающих», считают бездельниками.

По правде говоря, долгие прогулки с целью поразмышлять — это одна из самых продуктивных вещей, которые вы можете сделать. Альберт Эйнштейн большую часть своих идей о теории относительности придумал во время длительных прогулок. Если бы он был вынужден вместо этого постоянно публиковать посредственные статьи, чтобы создать впечатление продуктивности, наше понимание вселенной было бы весьма скудным.

3. Беседуйте с коллегами о работе

Болтовня рядом с кулером — красноречивый признак бездельника. Но не всегда.

В «Загадке разума» исследователи Уго Мерсье и Дэн Спербер утверждают, что люди эволюционировали не для того, чтобы рассуждать о чем-то в одиночестве. Наши способности дедукции, логики и понимания развивались, чтобы выигрывать в спорах, а не определять правду.

Это значит, что гораздо труднее найти правильное решение, когда вы думаете о проблемах в одиночку. Встретив «благодарного слушателя», вы используете свои способности разума так, как они были задуманы. В результате многие идеи, которые одному человеку кажутся недостижимыми, в общении с другими становятся очевидными.

Конечно, как и все невидимые моменты производительности, этот аспект обладает дурной славой, потому что общение не считается продуктивным. Тем не менее, время, проведенное в разговорах с коллегами о сложных проблемах, редко бывает пустой тратой.

4. Вздремните

Сон важен. Особенно ночью, когда вы можете войти в более глубокие фазы сна, которые обеспечивают консолидацию памяти.

Но в нашей жизни не всегда можно идеально выспаться. Иногда мы изо всех сил стараемся не заснуть на работе, едва справляясь с этой задачей. В этих случаях время на короткий сон можно считать ключом к производительности, а не расточительством и ленью.

Сложность в том, что после такой полуденной дремы вы просыпаетесь слишком расслабленными (не говоря о том, что вы потеряли время). Но если в вашем положении вы можете себе позволить вздремнуть, используйте трюк с ложкой. Засыпайте с ложкой в руке, висящей над полом. Когда вы заснете слишком глубоко, мышцы расслабятся, ложка упадет, и грохот вас разбудит.

А если перед сном выпить кофе, это облегчит пробуждение. Эта комбинация работает особенно хорошо потому что аденозин, который вызывает сонливость, после дремоты удаляется из рецепторов, а они в свою очередь «закупориваются» кофеином, что поддерживает вас в бодром состоянии.

5. Скажите «нет» большинству возможностей и задач

«Если нужно что-то сделать, поручите это занятому человеку». По крайней мере, так гласит старая поговорка. Я считаю, что у нее есть скрытый смысл. Занятые люди — те, кто не умеет сказать «нет» людям, посягающим на их время. Вот почему они заняты.

Мне нравится подход нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана. Физика — это тяжелая работа. Фейнман признает: «Чтобы проделать действительно хорошую работу в физике, нужны абсолютно цельные отрезки времени». Что он предлагает отвечать людям, которые мешают заниматься работой? Скажите им, что вы ленивы и безответственны.

«Я придумал для себя один миф — что я безответственный. Я всем говорю, что ничего не делаю. Если кто-нибудь просит меня вступить в комитет, нет, я безответственный».

Быть производительными означает не делать больше дел, а извлекать максимум пользы из того, что вы делаете.

6. Регулярно отдыхайте

«Если тебе нравится то, что ты делаешь, каждый день — праздник». Теоретически звучит прекрасно, а на практике — паршиво. Даже если вы любите свою работу, важно давать себе возможность отдохнуть от нее и сосредоточиться на чем-то другом, чтобы избавиться от привычных шаблонов, которые заводят вас в тупик.

Журналист Эзра Кляйн и экономист Тайлер Коуэн устроили однажды дискуссию по поводу путешествий. Кляйн заявил, что часто чувствует себя измотанным после поездок. Коуэн ответил, что может много путешествовать, потому что относится к ним с той серьезностью, с которой большинство людей относятся к работе. Он не ожидает, что это будет развлечение, а видит в поездках возможность расширить свои знания.

Я согласен с Коуэном. Путешествие — это не единственный способ расширить свой кругозор, но регулярные поездки в какое-то новое место — физически или ментально — необходимы для того, чтобы не зацикливаться на старых привычках. Рутина со временем мешает находить новые креативные решения. Видеть и открывать для себя новые вещи важно, чтобы сохранять гибкость в мыслях и действиях.

7. Прекратите делать работу, которую ненавидите

Иногда бывает, что самые усердные и продуктивные люди достигают меньше всего. Это потому, что они терпимы к работе на износ и из-за этого не уходят с работы, которая не приносит пользы.

Почти все люди, которые достигли чего-то ценного, занимались тем, что было для них значимым и приятным. Возможно, не все время и не совсем без усилий, но многие годы упорно держаться за работу, которая вас принципиально не удовлетворяет, — вовсе не рецепт к великим достижениям.

Чтобы заниматься действительно любимым делом, иногда нужно уволиться с ненавистной работы.