Исследование: в холодную погоду мы более общительны

С самого раннего детства наше понимание физической близости связано с восприятием тепла. Существует предположение, что эти отношения глубоко укореняются в сознании, а температура, в свою очередь, влияет на наше социальное восприятие во взрослой жизни. Однако часть наиболее нашумевших результатов в этой области не удалось повторить, что заставило критиков задаться вопросом, существует ли эта связь на […] …

С самого раннего детства наше понимание физической близости связано с восприятием тепла. Существует предположение, что эти отношения глубоко укореняются в сознании, а температура, в свою очередь, влияет на наше социальное восприятие во взрослой жизни. Однако часть наиболее нашумевших результатов в этой области не удалось повторить, что заставило критиков задаться вопросом, существует ли эта связь на самом деле.

Новая статья, опубликованная в журнале Social Psychology, дает довольно убедительные объяснения по крайней мере некоторых несоответствий в результатах и поддерживает идею о том, что температура действительно влияет на наши социальные суждения.

Более раннее исследование показало, например, что одинокие люди чаще принимают более теплые ванны, предположительно, чтобы облегчить свое одиночество. Но после попытки воспроизведения этой работы были получены неоднозначные результаты – часть их поддерживала первоначальные выводы, а часть – нет.

Адам Фэй из Университета Нью-Йорка и Джон Мэнер из Университета Флориды обнаружили, что ни первоначальные, ни повторные исследования температуры/социальных ощущений не учитывали температуру окружающей среды во время экспериментов. В теории, однако, это могло повлиять на результаты.

Поэтому Фэй и Мэнер проводили свой эксперимент в дни, когда температура варьировалась от 8°C до 28°C, и каждый раз отмечали эти данные. Их помощники набрали в оживленных районах университетского городка 78 участников для исследования, которое якобы проверяло реакцию на специальную грелку для спины. После того как участников облачали в это снаряжение, их спрашивали, насколько им приятен этот продукт, а также о вероятности того, что в течение следующей недели они совершат некие социальные действия, например, встретятся со старым другом или позвонят кому-то, о ком переживают. У некоторых участников обогрев был выключен, у некоторых – включен на невысокую температуру.

Спрашивать людей о том, насколько вероятно, что они сделают что-то в будущем, – не лучший способ изучить реальное будущее поведение. Но цель исследования была не в этом. Авторы просто хотели узнать, существует ли взаимосвязь между температурой окружающей среды и теплом или его отсутствием в грелках с одной стороны и ответами участников – с другой. И она была.

Когда грелки не были включены, люди с большей охотой соглашались на общение в течение следующей недели, если опрос проходил в более холодные дни по сравнению с более теплыми. Это можно рассматривать как подтверждение идеи о том, что физическое чувство холода также воспринимается как социальный «холод», стимулируя желание большего контакта с другими людьми. Однако, когда грелки были включены, этот эффект исчезал, что также свидетельствует о существовании взаимосвязи.

Новые результаты «предполагают, что, казалось бы, незначительные изменения температуры могут иметь важные последствия для психологии социальной привязанности, и эти результаты применимы к реальным условиям вне лаборатории», пишут исследователи.