Между «надо» и «хочу»: почему мы неправильно ставим цели

Все мы когда-то ставили неправильные цели в работе и жизни. Возможно, вы хотели овладеть новым навыком, выработать хорошую привычку или начать просыпаться раньше. У вас были благие намерения, вы следовали системе и даже достигли некоторого прогресса. Но когда через несколько месяцев вы оцениваете, как идут дела, становится ясно, что вы сбились с пути. Неизбежно, что […] …

Все мы когда-то ставили неправильные цели в работе и жизни. Возможно, вы хотели овладеть новым навыком, выработать хорошую привычку или начать просыпаться раньше. У вас были благие намерения, вы следовали системе и даже достигли некоторого прогресса.

Но когда через несколько месяцев вы оцениваете, как идут дела, становится ясно, что вы сбились с пути.

Неизбежно, что мы не достигаем абсолютно всех своих целей. И когда это происходит, мы любим обвинять обстоятельства в своих неудачах. Возникла какая-то неожиданная задача. Изменились приоритеты или миссия.

Но чаще всего причина неудачи скрывается в самой цели.

Существует множество советов, как ставить цели, но при этом из виду часто упускаются нюансы. Плохо поставленная цель отправляет вас по неверному пути. В результате возникают препятствия, которые почти гарантируют, что вы не пересечете финишную черту.

Итак, как убедиться, что цели не приведут вас к провалу, прежде чем начать?

Что такое SMART-цели

Давайте начнем с основ. Есть много разных методов постановки эффективных целей. Но один из наиболее популярных называется SMART.

Этот подход, часто приписываемый гуру управления Питеру Друкеру, определяет, что ваши цели должны быть:

  • Конкретными (Specific): вы точно знаете, что нужно сделать. Нет никакой двусмысленности или неопределенности в том, как и когда ваша цель будет достигнута.
  • Измеримыми (Measurable): у вас есть осмысленный и мотивирующий способ отслеживать прогресс и оценивать результаты. Вы можете узнать, достигли ли вы своей цели на 80%, 100% или вообще не достигли.
  • Достижимыми (Achievable): вы не хватаете звезд с неба (если только не думаете, что можете реально это сделать).
  • Релевантными (Relevant): вы работаете над тем, что целесообразно, своевременно и тесно связано с вашими навыками и долгосрочными целями. Вы будете мотивированы работать для достижения этой цели.
  • С определенными сроками (Time-bound): есть четкие даты начала и окончания работы. (Важно отметить, что SMART наиболее полезны для относительно краткосрочных целей — от одного месяца до года.)

На первый взгляд, SMART — это отличное средство для того, чтобы не попасть впросак с постановкой целей. Например:

  • Число или метрика, выбранные поспешно, не задумываясь. Например, сказать, что вы хотите увеличить продажи на 40%, не имея причины, почему это именно тот показатель и цель, которой нужно следовать.
  • Приуменьшение важности участия других отделов. Например, заявлять, что вы создадите новую функцию без привлечения команды разработчиков.
  • Отсутствие важного шага на этом пути. Например, договориться о четком первом шаге и конечном результате, но не знать, как вы доберетесь из точки А в точку Б.

Однако успешность целей SMART сводится не только к тому, что они говорят. Важно не только то, какая цель поставлена, но и то, какие слова вы используете, чтобы объяснить ее.

Язык целей SMART: как ставить цели, которых вы на самом деле достигнете

Можно использовать систему целей SMART, но все равно не достигать цели, терять мотивацию или отвлекаться. Почему так происходит?

Основная проблема — это язык, который вы используете для описания своей цели.

Язык формирует наши действия. Слова, которые вы используете, чтобы сформулировать свои намерения, могут дать вам фору или полностью перечеркнуть все усилия. Один из самых распространенных примеров — уделять слишком много внимания негативным целям.

Многие из нас ставят цели прекратить что-то делать, но эти негативные цели на самом деле демотивируют нас. Исследования показывают, что негативность заставляет людей избегать проблем.

Чтобы сохранять мотивацию для достижения SMART-целей, важно использовать позитивный язык. Вот несколько конкретных примеров:

1. Замените слово «надо» на форму будущего времени

Художница Эль Луна в своей книге «Между надо и хочу» описывает слово «надо» как не-обязательство. «Надо» — это не то, что запустит ваши цели. Вместо этого будьте конкретны и используйте будущее время.

Например, «К концу недели я должен закончить и отправить закончу и отправлю окончательный дизайн сайта клиенту».

2. Измените слово «скоро» на конкретно обозначенное время

Хотя временные рамки — это важная часть системы SMART, многие люди боятся установить конкретную дату. Но ваши цели теряют силу, если у них нет даты окончания.

Например, «Я отправлю 10 холодных писем потенциальным клиентам в ближайшее время к 16:00 среды».

3. Измените слово «нужно» на «хочу»

Когда вы говорите, что вам нужно что-то сделать, это негативно отражается на цели. Говорить, что вы «хотите» это сделать, — гораздо более позитивный способ сохранять мотивацию. (Это в основном касается личных целей. На рабочем месте бывает много ситуаций, когда что-то делать именно «нужно».)

Например: «Мне нужно Я хочу просыпаться каждое утро в 6:30, чтобы сходить в спортзал перед работой».

4. Заменить слово «бросить» на «перестать»

Даже если ваша цель в том, чтобы изменить поведение, фраза «бросить курить» имеет всевозможные негативные коннотации, которые могут вам помешать. Никто не хочет чувствовать себя слабаком (даже если действительно хочет что-то бросить). Вместо этого говорите, что вы «перестанете» это делать.

Например: «В следующие 3 недели я брошу перестану обедать за рабочим столом и буду устраивать перерыв».

5. Измените слово «никогда» на конкретное действие

Ничто так не отвлекает нас от выполнения задач, как чувство подавленности и стресса. Говоря, что «никогда» больше не будете делать что-то, вы слишком на себя давите и с большей вероятностью сдадитесь или начнете прокрастинировать.

Лучше придумайте действие взамен того, которое вы не хотите «никогда» больше делать.

Например, «Я никогда не буду опаздывать добавлю в график по 15 минут между собраниями, чтобы не опаздывать на утреннюю встречу в понедельник».

Примеры SMART-целей

Препятствия на пути вашей продуктивности — мотивация, прокрастинация, концентрация — в основном носят эмоциональный характер. Тем не менее, мы относимся к рабочим целям так, будто вопрос исключительно в организации.

Нужно выполнить задачу? Найдите для нее время в графике.

Но всем известно, что если мы проводим 8 часов в офисе, это не значит, что мы 8 часов работаем. Правильные цели могут вдохновить нас на то, чтобы эффективнее использовать каждый день.

Вот несколько примеров конкретных целей, которые можно использовать, чтобы оставаться мотивированными и вдохновленными весь день. В каждом из них рабочая цель превращается из расплывчатой идеи в четкую цель с расписанным процессом, сроками и ходом работы.

1. Тратить больше времени на значимую работу

Работник умственного труда в среднем тратит всего 2 часа 48 минут в день на продуктивную работу. Поставить цель более сфокусированно работать в этот ограниченный промежуток поможет успевать больше каждый день.

Плохая цель: «Я хочу уделять каждое утро больше времени работе над моей самой важной задачей».

Неясная цель: «Я хочу уделять 2 часа каждое утро работе над моей самой важной задачей».

SMART-цель: «Каждый день на этой неделе я буду работать над редизайном нашего нового маркетингового сайта с 8:30 до 10:30 без перерыва».

Почему это работает: эта цель не только устанавливает четкие временные рамки и ожидания, но и делает это в позитивном ключе, благодаря чему выглядит реалистично и вам легко оставаться мотивированными. Каждый день вы знаете, что делаете и почему это важно.

2. Построение рабочей сети или списка клиентов

Одна из важных составляющих карьеры — создание сильной сети. Но большинство людей закатывают глаза, когда слышат о нетворкинге. Он еще сложнее дается людям, которые испытывают трудности в общении, особенно с незнакомцами.

Вместо этого установите четкие рамки того, как, когда и где вы собираетесь заниматься построением сети. Это делает процесс намного более управляемым.

Плохая цель: «Я хочу построить самую лучшую профессиональную сеть».

Неясная цель: «Я хочу использовать свои связи в LinkedIn, чтобы больше узнать о карьерных возможностях».

SMART-цель: «Я запланирую 2 часа в четверг днем, чтобы написать 10 людям, с которыми уже связан на LinkedIn, и спросить, найдется ли у них 15 минут, чтобы рассказать о своей карьере и о том, как мне двигаться дальше».

Почему это работает: эта SMART-цель отвечает на все ключевые вопросы — что вы собираетесь делать, когда, какой процесс собираетесь использовать и чего вы от этого ожидаете. Кроме того, все это в позитивном и мотивирующем ключе, что превращает большую дерзкую цель в нечто управляемое.