Как стать блестящим оратором за 7 месяцев: личный опыт

Когда Скотт Янг начал работать над своей будущей книгой «Ультра-обучение», ему хотелось рассказать о людях, которые прошли интенсивные и амбициозные учебные проекты, такие как MIT Challenge или Year Without English. Он нашел много примеров, но все время задумывался — может быть, этим людям просто от природы легко дается обучение! Ему нужен был эксперимент. Взять кого-то, […] …

Когда Скотт Янг начал работать над своей будущей книгой «Ультра-обучение», ему хотелось рассказать о людях, которые прошли интенсивные и амбициозные учебные проекты, такие как MIT Challenge или Year Without English.

Он нашел много примеров, но все время задумывался — может быть, этим людям просто от природы легко дается обучение! Ему нужен был эксперимент. Взять кого-то, кто раньше не занимался ультра-обучением, научить их основам и посмотреть, как далеко они смогут продвинуться. Так что Скотт собрал небольшую группу и дал им несколько советов по запуску собственных проектов ультра-обучения.

Тристан де Монтебелло был одним из этих добровольцев. Вначале он даже не был уверен, чему хочет учиться. Он был гитаристом, поэтому какое-то время подумывал освоить еще один музыкальный инструмент — например, пианино. Однако после нескольких недель размышлений он решил остановиться на публичных выступлениях. У него почти не было опыта произнесения речей, и он посчитал, что это умение было бы полезным. 

Результат превзошел самые смелые ожидания. Менее чем за семь месяцев Тристан прошел путь от почти нулевого опыта до участия в финале чемпионата мира по публичным выступлениям.

Вот его история. 

С нуля до чемпионата мира за семь месяцев

Я стою на гигантской сцене перед 3000 зрителей, идет прямая трансляция, это финал чемпионата мира по публичным выступлениям.

Самое поразительное в этом то, что семь месяцев назад я ничего не знал о публичных выступлениях.

Вот чему я научился.

Урок первый: люди игнорируют советы, но слушают истории

Я записался на чемпионат мира с нулевым опытом публичных выступлений. У меня было всего две недели на написание речи, чтобы выиграть первый тур соревнований. Единственная проблема заключалась в том, что я понятия не имел, как должна выглядеть победная речь.

Итак, я начал изучение вопроса. Сначала я просмотрел все выступления чемпионата мира, начиная с 1995 года. Затем пересмотрел все свои любимые выступления на YouTube. Посмотрел десятку самых популярных выступлений TED. Я спрашивал у людей, какие речи им нравятся, и смотрел их тоже.

Я обнаружил, что лучшие ораторы удивительно хороши в одном: они рассказывают истории.

Поэтому я начал создавать эпическую историю, основанную на периоде моего детства, когда я впервые столкнулся со страхами. Я надеялся, что речь будет вдохновляющей, но когда я поделился идеей со своим коучем Майклом, он не был впечатлен.

Он отметил, что я допустил фундаментальную ошибку. Ту, которую делают многие начинающие ораторы.

Мысль, которой Майкл поделился в тот день, изменила для меня все:

«Если ты хочешь вдохновлять, не будь героем своей истории».

Он объяснил, что люди не хотят учиться у вас, они хотят учиться вместе с вами. Чтобы наладить контакт с аудиторией, мне нужно было пригласить ее в путешествие, где я был не учителем, а учеником. Слова мудрости должны исходить не от меня, они должны идти от других персонажей истории.

Своей речью я хотел вдохновить людей на противостояние их страхам. Вместо того, чтобы просто сказать аудитории: идите навстречу своим страхам, я добавил персонаж своей бабушки, которая сказала это мне. Она стала наставником, собирательной фигурой всех великих историй (вспомним Йоду и Дамблдора).

Оказалось, именно это и было мне нужно.

В день соревнований я был ошеломлен, увидев, что большинство моих конкурентов попали именно в эту ловушку. Они неумышленно сделали себя наставниками. Я считаю, что во многом благодаря этому занял в тот день первое место. Это не я покорил судей. Это сделала моя бабушка.

Вывод: если вы хотите вдохновлять, не будьте героем собственной истории.

Урок второй: чтобы чувствовать себя готовым, не обязательно готовиться на самом деле

Через два часа мне предстояло выйти на сцену, чтобы произнести речь, которую я только что закончил писать.

Я сказал Майклу, моему коучу: «Я не могу этого сделать. Я не чувствую себя готовым».

Он ответил: «Тебе и не нужно чувствовать себя готовым».

На старте соревнований я узнал, что большинство опытных участников выступают только один раз в неделю. Они могли себе это позволить, так как уже были отличными ораторами. Но я не был. Чтобы дать им бой, мне нужно было выступать ежедневно.

И я записался на столько выступлений, на сколько смог.

Единственная проблема заключалась в том, что я не всегда успевал подготовиться. Между выступлениями мне не хватало времени, чтобы писать, редактировать и запоминать новый контент. Я часто появлялся перед аудиторией, имея лишь несколько незаконченных идей в голове. И мне приходилось импровизировать.

Это было чертовски неудобно. Я часто терял ход мыслей. Часто замолкал прямо на сцене. И слышал множество разочарованных вздохов. Но с каждым новым выходом на сцену неприятное ощущение неподготовленности становилось более привычным.

Выплеск адреналина удивлял все меньше и меньше. Я становился все увереннее в своих навыках импровизации. И я начал сознательно оставлять пустые места в сценариях, чтобы посмотреть, что мой мозг будет испытывать под давлением.

Вскоре я глубоко поверил в способность моего мозга создавать отличный контент прямо на ходу.

Мне больше не нужно было быть готовым, чтобы чувствовать себя готовым.

Вывод: чтобы чувствовать себя более подготовленным, приобретите навык импровизированных выступлений.

Урок третий: нельзя стать лучше, не зная мнения людей

Мне было 12 лет, и я только что переехал во Францию. В мой первый Хэллоуин я вошел в класс в длинном свадебном платье. Догадываетесь, что я узнал в тот день?

Французы НЕ празднуют Хэллоуин.

Я вставил этот забавный случай в начало своего выступления перед 3000 человек в финале чемпионата мира. Ответом был рев смеха. Это было захватывающе, но не удивительно. Я был уверен, что эта шутка сыграет.

Это было гарантировано благодаря юмористическому подходу.

Юмористический подход

Когда Крис Рок создает новое произведение, он не закрывается в четырех стенах на несколько недель, чтобы создать час контента. Он ходит в маленькие комедийные клубы и изо дня в день тестирует свой материал. Благодаря этому процессу он обнаруживает, что какие-то шутки идут на ура, а какие-то — проваливаются. Иногда люди даже смеются над теми частями, которые не должны были быть смешными.

Несмотря на это, он каждый вечер приходит домой и перерабатывает свой материал, основываясь на реакции аудитории. Затем он повторяет все это на следующий вечер.

Принимая участие в соревнованиях, я знал, что юмористический подход будет моим секретным оружием даже против самых опытных ораторов. Выстраивая свою речь, я следовал одной и той же схеме:

Идея/Шутка -> Живая аудитория -> Мгновенная обратная связь.

Этот процесс сделал мои идеи лучше, шутки смешнее, а манеру выступления — сильнее.

Отклики не всегда были добрыми, их не всегда было легко выслушивать, но они были честными и все изменяли.

Вывод: получите фидбек до того, как будете готовы его услышать.

Как это было на самом деле

7 коротких фактов о моем 7-месячном проекте:

  1. 500 часов на проект.
  2. 80-100 выступлений перед живой аудиторией.
  3. В середине проекта моя жена родила второго ребенка.
  4. 30 часов заучивания речей на беговой дорожке. Мои ягодицы были великолепны.
  5. Я выступал с речами в Toastmasters, в школах, импровизационных группах и даже перед незнакомцами на улице.
  6. Майкл спал на моем диване последние 2 недели.
  7. Я просил о фидбеке у режиссеров, преподавателей импровизации и близких друзей. И я бы никогда не выступил с речью без помощи жены.

Что вы можете почерпнуть из моего проекта ультра-обучения?

Я изучал искусство выступления мирового уровня в течение семи напряженных месяцев. Я ожидал, что благодаря этому стану более хорошим оратором. Но чего я не ожидал, так это побочных эффектов моих занятий.

После чемпионата мира я начал более непринужденно вести беседы, стал чувствовать себя более расслабленным на общественных мероприятиях и более уверенным в повседневной жизни. Изучение публичных выступлений изменило не только то, как я ощущал себя на сцене. Это изменило мое ощущение себя как личности.

Мы редко оказываемся на сцене перед 3000 человек. Но мы каждый день говорим речи на работе, дома и в окружающем мире. Если мы проводим так много времени, выступая, нужно по крайней мере наслаждаться этим.

Но слишком много людей думает, что публичные выступления — это не то, чему они могут научиться. Они думают, что это либо дано от рождения, либо нет.

Они не правы.

Если бы я мог высказать только одну главную мысль, то она была бы такой:

Публичные выступления — это навык. Обучение этому навыку изменит вашу жизнь.