Дурное влияние: как наше развитие зависит от старших братьев

Ряд дискуссий в психологии был посвящен тому, как на личность человека влияет порядок рождения в семье. Недавние исследования поставили под сомнение идею о том, что позиция ребенка по отношению к братьям и сестрам влияет на его личность. Но могут быть и другие области, в которых порядок рождения по-прежнему важен: в частности, исследователи обнаружили, что у […] …

Ряд дискуссий в психологии был посвящен тому, как на личность человека влияет порядок рождения в семье. Недавние исследования поставили под сомнение идею о том, что позиция ребенка по отношению к братьям и сестрам влияет на его личность. Но могут быть и другие области, в которых порядок рождения по-прежнему важен: в частности, исследователи обнаружили, что у детей с большим количеством старших братьев и сестер, похоже, хуже развиты навыки устной речи.

Новое исследование, опубликованное в журнале Psychological Science, показало, что ситуация немного сложнее. Авторы считают, что у маленьких детей, имеющих старших братьев и сестер, показатели языковой активности хуже, но только в том случае, если старший именно брат.

Количество времени и внимания, которое родители могут уделить детям, ограничено, поэтому чем больше братьев и сестер у ребенка, тем меньше информации он будет получать лично от папы и мамы. Поскольку родители играют важную роль в языковом развитии ребенка, это может служить объяснением, почему у детей с большим количеством старших братьев и сестер языковые навыки хуже.

Наоми Хаврон из парижского Университета PSL и ее коллеги заинтересовались, как на это влияют возраст и пол старших братьев и сестер. Исследователи предположили, что негативное влияние меньше, если между братьями и сестрами больше разница в возрасте или если у ребенка есть старшая сестра (а не брат). Чем старше братья и сестры, тем лучше развиты их речевые навыки, так что они становятся полезным источником для младших детей при изучении языка. У девочек, как правило, более совершенные языковые навыки, чем у мальчиков, поэтому они лучше влияют на своих младших братьев или сестер.

Чтобы проверить эти теории, Хаврон и ее коллеги изучили данные французского группового исследования под названием EDEN, в котором участвуют дети с рождения и до 11 лет, а также их матери. Языковые навыки измерялись у детей в возрасте 2, 3 и 5-6 лет. В случае двухлеток мамы просто перечисляли, какие слова может сказать ребенок, а в более позднем возрасте дети проходили тесты, такие как повторение слов и предложений, называние картинок и перечисление животных. Команда проанализировала данные 1276 детей, которые прошли языковые тесты, в том числе 547 детей, у которых есть старший брат или сестра.

Исследователи обнаружили, что в среднем у детей, имеющих старших братьев и сестер, языковые навыки хуже. Но, как они и предсказывали, пол важен: у детей со старшими сестрами языковые навыки были лучше, чем у детей со старшими братьями. Последующий анализ показал, что дети, у которых есть старшая сестра, фактически не отличались по своим языковым навыкам от детей без старшего брата или сестры. С другой стороны, разница в возрасте между братьями и сестрами, похоже, не имеет никакого значения для языковых способностей.

Исследователи пишут, что еще не ясно, почему показатели детей, у которых есть старшие сестры, лучше. Может быть, у сестер более хорошие языковые способности или они более заботливы, чем братья. Еще одно возможное объяснение состоит в том, что девочки менее требовательны и отвлекают меньше родительского внимания от младших братьев и сестер, чем мальчики. 

Но иметь старшего брата не так уж и плохо. Другие исследования показали, что дети со старшими братьями и сестрами на самом деле лучше справляются с некоторыми социальными аспектами языка, например, легче вступают в беседу. И, несмотря на статистическую значимость, негативный эффект был довольно небольшим, и речь идет о людях, говорящих на французском языке. Еще неизвестно, наблюдаются ли подобные результаты у детей других культур или говорящих на других языках.